А.Бегма (Симферополь)
Несколько слов о пуговице
Довольно часто, говоря с кем-либо о пуговицах, сталкиваешься с простым непониманием собеседников. Для многих пуговица является всего лишь некой банальной вещью, служащей сугубо прагматическим целям. Однако, эта, казалось бы, «банальная вещь», может служить предметом се6рьезного изучения и коллекционирования. По пуговице можно определить принадлежность военного к подразделению, чиновника к ведомству, губернии или к градоначальству. По ним можно узнать историю государственной символики и эмблематики. Существует даже такая вспомогательная историческая дисциплина, как филобутонистика, предметом изучения которой является пуговицы. Огромный раздел ее посвящен губернским униформенным пуговицам.
Одной из целей, данной статьи, является проследить как, когда и каким образом изменялась губернская форменная пуговица вообще и «Таврическая» в частности, каким является ее дифференцирующий признак. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным напомнить ряд фактов, относящихся к изменениям в административном устройстве Российской империи, и о том, как таковые отразились на униформе губернских чиновников.
Основной административно-территориальной единицей России с 1708 года были губернии. Просуществовав до 1917 года, их количество дошло до 78, включая Царство Польское и Великое Княжество Финляндское. В свою очередь они делились на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства.
Создавая централизованное государство в XVIII веке, монархи Российской империи старались регламентировать государственную структуру. На это было направлено и введение специальной одежды (мундиров) не только в армии и на флоте, но и в гражданской службе.
Слово «мундир» (франц. monture, нем. montur, montieren , польск. mundur—снаряжение, форма, обмундирование) пришло в русский язык в XVII веке. Сначала, в стрелецких полках появился военный мундир, а в XVIII веке — гражданский. Форменная одежда олицетворяла принадлежность человека к государственным служащим. Возникновение формы связано со стремлением правителей к визуальному выделению носителей государственной власти из общей массы населения. Мундиры должны были не только служить отличием для представителей государства, но и указывать на род службы (гражданская, военная, придворная), ведомство и на старшинство (ранг) их обладателей. Одновременно мундир отражал эстетические представления своего времени.
В XIX в. мундир был неотъемлемым атрибутом повседневной жизни российского чиновничества. Каждый чиновник твердо знал, какой мундир и с какими нашивками, пуговицами ему положен, как и в каком порядке должны располагаться на нем награды, когда следует надеть парадный мундир и в каких случаях можно обойтись без него.
Хорошо известно, что 8 апреля 1783 года Екатерина II подписала манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую Державу. Почти через год (8 февраля 1784 года) издан Указ Сенату об образовании Таврической области и Указ Екатеринославскому и Таврическому губернатору князю Г.А.Потемкину об устройстве Таврической области.
Однако, с приходом к власти императора Павла 1 просуществовав всего 12 лет, Таврическая область была упразднена, а ее территория была присоединена к Новороссийской губернии (Указ от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии»).
Следующим императором, внесшим изменения в административное устройство империи, стал Александр1, который своим Указом Сенату от 8 октября1802 разделил Новороссийскую губернию на три губернии: Николаевскую, Екатеринославскую и Таврическую.
Еще 23 октября 1782 года императрица Екатерина П издала Указ о введении «… в каждом Наместничестве особые цвета для платья, в пользу находящихся там у деле Дворянства и Гражданства и в сокращении роскоши» (орфография и пунктуация даются по оригиналу).
Через полгода, а именно 9 апреля 1783 года, императрица подписала новый Указ «О мундирах для Дворян и Губернских чиновников» за № 15975, который дополнил и уточнил предыдущий. В нем говорится: «Мы ныне разсудили заблаго назначить оные цветы по трем полосам Империи Нашей, с отменами и различиями для каждой Губернии, взаимствованными большею частью из гербов ими потребляемых , как то Сенат Наш усмотрит из описания и рисунков прилагаемых».
Сразу после образования Таврической области (8 марта 1784 года) был утвержден образец ее герба. «В золотом поле двуглавый орел, на груди которого в лазуревом , с золотыми краями, щите — золотой осьмиконечный крест, в знак того, что крещение России через Херсонес произошло, крест же поставлен в государственном гербе для того, что и оный прислан от Греческих Императоров в Россию тогда, когда воспринято Великими Князьями крещение.» По сути это было копирование государственного герба, с отличием в нагрудном щите орла.
Появление креста в символике герба объясняется сведениями, приведенными в «Повести временных лет» — древнерусской летописи, составленной во втором десятилетии XII века. Описание истории крещения Руси в летописи сводится к следующему: в 988 году великий киевский князь Владимир со своей дружиной напал на Корсунь (Херсонес), находившийся под властью Константинополя. Осажденный город вынужден был сдаться. Затем Владимир потребовал в жены сестру константинопольских императоров Василия и Константина Анну, угрожая в случае отказа захватить и Константинополь. Императоры согласились при условии, что Владимир примет крещение. Договор был заключен. Анна, в сопровождении греческих священников, прибыла в Корсунь, где Владимир принял крещение, и они обвенчались. Великий князь, захватив с собой священные реликвии из Корсуни, вместе со священниками вернулся в Киев. Затем последовало крещение киевлян, а вскоре и всей Руси. Такова легенда, и именно так представляли эти события в конце XVIII — начале XIX вв. составители герба Таврической области. Хотя, и в «Повести временных лет» отмечается: «Незнающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят в Васильеве, а другие по-иному скажут».
Первые документальные сведения о губернском мундире относятся к 1794 г., когда был издан небольшой альбом-справочник “Изображение губернских, наместнических, коллежских и всех штатских мундиров” (единственный экземпляр этого издания сохранился в Государственной публичной исторической библиотеке в Москве). Альбом включал зарисовки и описание 42 губернских и наместнических мундиров, а также форменной одежды чинов 6 ведомств и 2 учебных заведений.
Вскоре последовали изменения в униформе чиновников и служащих.
Такие изменения были абсолютно логичны, т.к. в местных учреждениях вводились новые штаты (закон от 15 февраля1797) и, как следствие этого, устанавливалась система» губернских статских мундиров». Суть вышеуказанной системы заключалась в следующем: цвет и покрой кафтанов были едиными для всех губерний (темно-зеленое сукно, однобортный, с отложным воротником, без лацканов). А для отличия служили воротники и обшлага, которые должны были быть «тех цветов, какие заключаются в губернских гербах». Такими цветами были: красный, белый, голубой, палевый и светло-зеленый. Естественно, что были утверждены и образцы этих мундиров, разосланные «ко введению в употребление как служащими в губернских штатах, так и имеющим свои поместья». Следует также отметить, что на пуговицах (желтого и белого металлов) изображался губернский герб. Очевидно, что дата 15 февраля 1797 года и есть днем рождения мундирной губернской пуговицы.
На протяжении 3-х десятков лет шла эволюция формы одежды служащих. Рядом указов изменялся покрой мундира, цвет воротника и обшлагов, шитье.
1 января 1831 года различие между мундирами разных губерний по цвету воротников и обшлагов было упразднено. Указом Николая 1, во всех губерниях вводятся однотипные мундиры с красными воротниками и обшлагами, с различием «между собой одними изображениями губернских гербов на пуговицах» из желтого металла. Мундир чиновника — символ принадлежности к органам единой власти, пуговицы же «говорят» о конкретном месте, где осуществляется эта власть.
27 февраля 1834 г. император Николай I утвердил подготовленное управляющим Собственной Его Императорского Величества канцелярией А.С. Танеевым “Положение о гражданских мундирах».
В 1845 г. было выпущено специальное расписание, устанавливавшее порядок ношения вариантов мундиров. “Партикулярное платье”, или обычную одежду, можно было носить только вне службы. Гражданский мундир считался несовместимым с ношением не только бороды, но и усов, которые разрешались только военным. За соблюдением расписания было предписано следить начальникам гражданских ведомств.
По “Положению о гражданских мундирах” и Положению Комитета министров от 3 октября 1833 г. мундир мог сохраняться за чиновником и после выхода на пенсию, если он “беспорочно” прослужил в ведомстве не менее 10 лет (иначе полагалось носить губернский мундир). Эта традиция сохранялась вплоть до начала ХХ века.
Но вернемся к пуговице.
Время вносило свои изменения во внешний вид этого фурнитурного элемента. Сначала пуговицы имеют плоскую поверхность без бортика с рельефным изображением герба губернии. С 30-х годов под гербом появляется наименование губернии- «ТАВРИЧЕСКОЙ». Изготавливаются методом штамповки. До конца 50-х годов плоский диск приобретает бортик по краю и горизонтальные линии на поле. Технология изготовления пуговиц усложняется: на смену цельноштампованным одинарным приходят «двойные», наряду со штампом используется гальванопластика, техника гальванического золочения и серебрения. Надписи на оборотной стороне «Treble gilt», «Double gilt», «Gilt» дают информацию о сорте продукции. Таким образом, в простой пуговице нашли отображения не только изменения в административном устройстве империи, иерархические принципы, но и изменения в технических процессах, связанные с развитием науки и техники.
В середине ХIХ века была проведена реформа российской геральдики. Изменения претерпели, как государственная эмблематика, так и губернские, областные и городские гербы. Председателем комиссии по разработке новой символики стал известный герольдмейстер барон Бернгард Кене, впоследствии (1857 год), ставший управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии. Он выступил против использования государственного герба в качестве основного элемента символики ряда губерний. Результатом работы комиссии стал закон «О гербах губерний, областей, градоначальств, городов и пасадов.»
Так, «таврический» орел приобрел «византийский» вид, потеряв при этом символы власти из лап и большую императорскую корону, венчавшую головы. В чисто немецком стиле, губернский герб приобрел западно-европейский вид: в золотом поле черный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орел с золотыми клювами и когтями и червлеными языками, на груди, в лазуревом с золотыми краями, щит с золотым восьмиконечным крестом. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными андреевской лентой. Новый герб Таврической губернии утвержден 8 декабря 1856 года.
Изменения коснулись и внешнего вида пуговиц. Сначала, слегка выпуклые, к концу XIX века приобретают сильно выпуклый вид с высоким бортиком. Появляются «тройные» пуговицы с накладкой, изготовление которых становится более дорогостоящим. Четыре элемента (поддон, верхний колпак, накладка, ушко) соединялись вместе при помощи усиков, штифтов, припоя. Еще более усложнилась техника покрытия с применением листового сусального золота и серебряной амальгамы.
Губернские золотые или позолоченные пуговицы носили на мундирах генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, предводители губернского и уездного дворянства, губернские прокуроры и другие чиновники губерний не ниже I-VIII классов, а также дворяне. Чиновники IX-XIV классов не имели права их носить.
Пуговицы с губернским гербом, но несколько иного типа, носили нижние чины городской полиции и преподаватели губернских дворянских гимназий. Военная полиция, кроме рядовых, с 1853 года на мундирах имела желтые медные плоские пуговицы с губернским гербом, короной над щитом и названием губернии под ним, но без листьев и лент.
Изготовлением губернских пуговиц в конце XIX- начале XX века занимались десятки фабрик, мануфактурных заводов, штамповальных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы. Наиболее крупные из них ставили на свою продукцию клеймо с наименованием предприятия, его местонахождением, фамилией фабриканта, сортом изделия. Наиболее часто на пуговицах Таврической губернии встречаются клейма братьев Бух, Ф. В. Нелле, Копейкиных, фабрик «Русь», «Слава».

P.S. 21 апреля 1999 года Постановлением Верховной Рады АРК № 456-2/99 утверждено Положение о Гербе Автономной Республики Крым
Центральной фигурой герба Крыма является белый (серебряный) грифон, держащий в поднятой лапе раковину с голубой (лазоревой) жемчужиной. Грифон (крылатый лев с орлиной головой) – мифологическое существо – символ античных городов Херсонеса, Пантикапея и других, в более поздние времена – городов Севастополя и Керчи.
С античных времён грифону приписывали охранные свойства. На гербе Крыма он изображён как символ хранителя и защитника республики. Голубая жемчужина символизирует Крым как уникальный уголок планеты, единство всех его народов, религий и культур.
Грифон положен на варяжеский щит (малый герб) – символ пересечения важных торговых путей, а его красный цвет – символ мужества, храбрости и отваги народов Крыма всех веков.
Щит держат мраморные античные колонны. Навершием герба служит восходящее золотое солнце – символ возрождения и процветания, тепла и света.
Под щитом, обвившись кольцами вокруг колонн, расположена сине-бело-красная (цветов флага Крыма) девизная лента с надписью: «Процветание в единстве».
Современные чиновники не имеют определенной формы одежды, а, значит, и изображения этого герба на пуговицах.

Список использованной литературы:
Бектинеев Ш. И. Пуговицы. — Минск, 1989.
Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена. — Ленинград, 1991.

Поиск по сайту