В.Илюхин (Симферополь)
Царский подарок

В родительском доме, на одной из центральных улиц города Симферополя, живет Матусевич Тамара Иосифовна. Шестьдесят семь лет бережно хранит она воспоминания и документы о своем отце, одном из первых авиаторов Крыма и о механике офицерской школы авиации, в судьбе которого принял участие Российский Император Николай II.
…Третий год дух авиации всецело овладел Крымом! В небе над полуостровом, будоража сознание крымчан, проносились аэропланы. Это инструкторы Севастопольской офицерской школы авиации отдела воздушного флота обучали своих первенцев умению покорять небо.
В декабре1913 г. качинцы, так стали называть авиаторов школы, готовились к посещению царствующей особой, императором Николаем II, Александро-Михайловского аэродрома. К тому времени школа с Куликова поля близ Севастополя уже переехала в долину реки Кача. День ото дня совершенствовали свой практический опыт инструкторы. Упорно трудилась над созданием аэродрома и летного парка команда нижних чинов школы. Школа постоянно пополнялась лучшими специалистами из других частей армии и флота. Авиация требовала творческих, преданных делу людей. Таковым и был постоянный состав школы.
В этом же году из 153-го пехотного Бакинского полка прибыл в Крым и был прикомандирован к школе младший унтер-офицер Матусевич Иосиф Феодосиевич. Он родился 3 ноября 1889 г. в Славянске, Харьковской губернии. Его отец, Феодосий Матусевич, управляющий местным соляным заводом, был известным человеком в городе. В его семье воспитывалось пятеро сыновей и три дочери. Жена умерла рано, и дети остались на попечении властного, порой сурового отца.
Двое из них, неразлучные братья Яков и Иосиф, выросли. Яков служил в 15-й роте 28-го Сибирского стрелкового полка. Иосиф – в 153-м пехотном между братьями были самые теплые. Жизнелюбы по натуре они, не имея возможности встретится, часто писали друг другу. В смутное время Гражданской войны в Крыму Яков был арестован и расстрелян большевиками, как белогвардейский офицер. Не миновал арестов и допросов Иосиф. Представители власти часто «напоминали», кем был его брат. Вот одно из свидетельств ареста.
Справка (Видом на жительство не служит.)
«Выдана предъявителю сего Матусевичу Иосифу Феодосьевичу в том, что он на основании постановления …ГПУ Крыма освобожден сего числа из под стражи.
15 ноября 1924 г. г. Симферополь.
Комендант ГПУ Крыма. (Подпись)
Настоящая справка действительна на семь дней со дня выдачи, после чего теряет силу.
…Где-то на окраине Симферополя, в районе водохранилища, есть безымянная могила бравого военного, родного и любимого брата Якова. Мало что известно о других братьях, разве только то, что где-то в США живут потомки семьи брата Ивана, эмигрировавшего туда после второй мировой войны.
Но тогда в 13-ом, ничто плохого не предвещало для молодого, полного надежд 24-летнего парня. Попасть служить в Севастопольскую школу авиации было не так-то просто. К младшим чинам предъявляли особо жесткие требования. Они должны были соответствовать своим уровнем теоретической и технической подготовки уровню развития авиационной техники того времени. От их технической грамотности зависела жизнь летчиков и сбережение техники. Кроме знаний, поощрялось творческое начало в решении различных практических задач. Примером для многих механиков школы служил инструктор по найму Михаил Ефимов. Сам бывший электрик телеграфа на железной дороге, он до того, как стать авиатором, в мастерских Э.Форма во Франции в совершенстве изучил конструкции моторов и аэропланов. Работать, служить, и просто встречаться с таким человеком было мечтой многих поклонников авиации.
Иосиф Матусевич получил назначение на должность механика в мастерские школы. Солдатские будни протекали мерно, но напряженно. Ремонт техники, восстановление аэропланов после поломок требовали упорного труда. К сожалению аварии и даже катастрофы были не столь редкими. В 1911 г. во время полетов разбился вместе с братом авиатор Матыевич-Мациевич. Сами инструкторы, приобретая опыт, шли по не проторенной еще ни кем дороге.
Иосиф быстро освоился в коллективе. Спустя некоторое время он уже «стал своим» и среди механиков, и среди авиаторов. Помогала завоевывать авторитет природная смекалка, любовь к технике и конструированию. Часто обращались к нему сослуживцы с просьбами починить что-нибудь. Может быть именно поэтому, видя в нем способности к конструированию, руководство школы поручило Матусевичу войти в состав команды по изготовлению макета аэроплана «Ньюпор», для цесаревича Алексея, которого ожидали вместе с Николаем II. Началась творческая и конструкторская работа команды. Это было задание «особой важности». Оно не оставляло Иосифу времени заниматься наземной летной подготовкой. А к этому времени из числа наиболее способных механиков школа уже начала готовить летчиков. Были примеры, когда они ими становились: «… блестяще сдал экзамены на летчика рядовой лейб-гвардии Преображенского полка Дмитрий Семишкура (механик авиатора шт. кап. Виктор Берченко). Семишкура превосходно выполнил все требования, предъявляемые к военным летчикам», — сообщала читателям крымская газеты «Русская Ривьера».
Желание Матусевича стать летчиком было огромное. Он делал все возможное, чтобы достичь этой заветной цели. Все свободное время посвящал изучению новых авиационных моторов и конструкций аэропланов. Отрабатывал под руководством инструктора посадку и высадку в аппарат, начало движения и остановку по взлетной полосе, рулежку. Однако, нужно было приступать к постройке макета. Руководство школы к этому времени уже утвердило, предоставленный командой младших чинов проект. По нему макет аэроплана «Ньюпор», его детали должны были представлять точную копию аппарата, соответствовать всей конструкции. Кроме того, для обеспечения хранения, макет должен был содержаться в изготовленном для него парусиновом передвижном ангаре, представляющим точную копию применяемых ангаров на аэродроме школы. Был установлен срок предварительного просмотра и срок представления макета руководству школы. Вручение макета назначили на 17 декабря 1913 г. — день посещения школы царскими особами. О том, как развивались события в этот день, свидетельствует материал Санкт-Петербургского телеграфного агентства.
«19 декабря 1913 года. Телеграммы от С — Петербургского Телеграфного агентства. Телеграмма министра Императорского двора. 17 декабря состоялось в Высочайшем Государя Императора присутствии освещение зданий школы авиации отдела воздушного флота на аэродроме Александро-Мхайловском близ Севастополя. В 11 часов утра изволили прибыть Государь император с Великим Князем Дмитрием Павловичем, в сопровождении министра Императорского двора и лиц свиты. Его Величество был встречен Великим Князем Александром Михайловичем, министром военным и путей сообщений, начальником генерального штаба, товарищем министра внутренних дел, командующим корпусом жандармов и начальником школы подполковником Мурузи. Перед освящением школы Его величество изволили подробно обозревать все отделы, помещения гаража и мастерские и затем удостоил принять завтрак, предложенный в офицерском собрании школы. Во время завтрака его Величество благоугодно было произнести следующее: «Поздравляю вас с новосельем в новом прекрасном помещении, которое Я сегодня осмотрел. От всей души и от всего сердца желаю вам благополучия и успеха. За дальнейшее развитие авиационного дела в России, за процветание офицерской авиационной школы. За ваше здоровье, а затем за здоровье Великого Князя Александра Михайловича и за всех потрудившихся по сооружению школы».
Удостоив милостивым вниманием присутствующих на торжественном освящении зданий, Его величество возвратился на императорскую яхту «Штандарт». Того же числа на императорской яхте «Штандарт» Его Величеству Государю Императору имела счастье представиться депутация от севастопольской крепостной артиллерии, поднесшая наследнику Цесаревичу образ святого Иоанна-воина. В состав депутации входил командир крепостной артиллерии генерал – майор Коркашвиди, командир первого батальона и 1-ой роты, адъютант и фельдфебель. В тот же день имела счастье представиться его Величеству депутация севастопольского яхт-клуба и поднести Наследнику Цесаревичу две медные пушки малого размера с принадлежностями к ним. В состав депутации вошли: почетный член севастопольского яхт-клуба генерал-адъютант Нилов, командир яхт-клуба вице-адмирал в отставке барон Нолькен, начальник гавани и клуба и член комитета клуба. Обе депутации Его Величество изволил принять вместе с Наследником Цесаревичем.
Вечером 17 декабря Их Величество с Наследником Цесаревичем и их Августейшими дочерьми и Великим Князем Дмитрием Павловичем изволили перейти в Императорский поезд для следования в Царское село.
Севастополь. Их Величество Государь император и Государыня Императрица Александра Федоровна с Наследником Цесаревичем и Великим Князем Алексеем Николаевичем и Августейшими дочерьми изволили отбыть из Севастополя в императорском поезде в Царское Село.
Подписал министр Императорского двора генерал-адъютант граф Фредерикс»
(Стиль и грамматика письма сохранены по оригиналу — авт.)
Автор телеграммы, министр двора генерал-адъютант Фредерикс, подробно описал состав присутствующих при освещении офицерской школы авиации. Среди них имени Наследника Цесаревича нет!
Был ли вручен макет «Ньюпора», изготовленный школьными мастерами или нет? На этот вопрос дают ответ документы того времени из Государственного архива России. Из них следует, что семнадцатого декабря 1913 г. здания постоянного школьного городка были освящены.
«В 9.30 был отслужен краткий молебен, а в 11.00 авиаторы, одетые по-парадному, без шинелей, встречали Государя Императора, удостоившего школу визитом. Император пожаловал начальника школы князя Мурузи чином полковника, многие руководители и выпускники были награждены орденами Св. Станислава 2-й и 3-й ст. и Св. Анны 3-й ст. В дополнении к ордену Св. Станислава 3-й ст. поручик (Борис Леонидович) Цветков, заведующий мастерскими, получил от императора золотые часы, украшенные изображением государственного герба. Такие же, но серебряные часы были вручены унтер-офицеру Ивану Пинкину, рядовым Иосифу Матусевичу и Петру Петропавлову. Это была ответная благодарность за подарок, преподнесенный Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу: он принял от авиаторов модель аппарата «Ньепор» («Ньюпор»).
Подробно свидетельствуют об этом событии и документы, бережно хранимые дочерью авиатора Тамарой Иосифовной Матусевич, выданные руководством школы ее отцу в различные годы его службы.
«Удостоверение»
И.Д. Начальник офицерской школы Авиации Отдела Воздушного флота. По части строевой. Марта 13 дня 1915г. №1346 Аэродром Александро-Михайловский
«Нижеозначенному в сем удостоверении 153 пехотного Бакинского полка Младшему унтер-офицеру Иосифу Матусевичу, состоящему в прикомандировании к Офицерской Школе авиации Отдела Воздушного флота, действительно пожалованы Государем Императором серебряные часы с Государственным гербом за №355306, 17 декабря 1913 года, за постройку модели аэроплана «Ньепор» поднесенную НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ, что подписью и с приложением печати удостоверяю
Балтийского флота Капитан 2-го ранга (подпись)
И.Д. Адьютанта Школы, военный Летчик Штабс-Капитан (подпись)
«Удостоверение»
Начальник Симферопольского отделения Севастопольской Военной Авиационной Школы Апрель 7 –го дня, 1918г. .№438 гор. Симферополь
Дано сие от Симферопольской военной авиационной школы гражданину Иосифу Федосеевичу Матусевичу в том, что он прибыл в школу из 153-го пех. Бакинского полка в 1913 году где и обучался полетам до 1914 года на аппарате сист. Ньюпор. Когда Матусевичем была сделана модель аппарата в подарок от школы наследнику Николая Романова, то он был отстранен от полетов и оставлен при мастерских как специалист, а затем произведен в ун. офицеры им же лично. После чего Иосиф Матусевич заведовал мастерскими. Все возлагаемые на него обязанности выполнял добросовестно и аккуратно с хорошим знанием дела. Кроме того, он окончил моторный класс по моторам: Сальмсон, Рон, Кларже и др., а так же хорошо знаком с автогенным делом имея пятилетнюю практику. Что подписью с приложением казенной печати удостоверяется.
Начальник школы Военный летчик (подпись) И.д. Адьютанта (подпись)
А дальше была «Государева служба», которую он закончил в Симферопольском отделении Севастопольской Военной Авиационной Школы. Затем бурные революционные годы, искалеченные души и обрушившиеся надежды. Любовь, семья. Прекрасные дети. Двое дочек и сын. НЭП с жестяной мастерской И. Матусевича на Троцкого 3, в городе Симферополе (ныне К. Маркса 3). И многое другое… Все, как и у многих людей того времени!
Закончил свою жизнь Иосиф Матусевич в 1942 г. после тяжелой болезни у себя в квартире, в городе Симферополе, на улице Гоголя, в доме № 27.
Но жива и будет жить память людская о первом авиаторе Крыма! Его авторские «Свидетельства» на изобретения, запатентованные в Советские годы, до сих пор удивляют специалистов широтой мысли и видением прогресса! Своим мелодичным звоном поминает о нем колокол одной из церквей города, в начале XX в. отремонтированный и заваренный мастером — Матусевичем Иосифом Феодосиевичем!