С.Ченнык (Симферополь)
Тонкая грань патриотизма и глупости…

Разразившийся скандал после установки в Москве памятника выдающемуся оружейнику Михаилу Тимофеевичу Калашникову обнажил массу проблем, о которых раньше если и говорили, то тихо и шепотом. Спустя два дня на барельефе памятника внимательный глаз неравнодушного военного историка и отличного специалиста в области стрелкового оружия Юрия Пашолока рассмотрел схему немецкой штурмовой винтовки, состоявшей на вооружении германского вермахта в годы второй мировой войны, StG.44.
Сейчас об этом молчать нельзя ибо мы даже не представляем, куда нас может завести дремучесть людей, которые назначены учить нас патриотизму. За наши же деньги, кстати, ибо великое множество их сидят на казенном обеспечении. За счет налогоплательщиков, то есть нас с вами.

Барельеф памятника Михаилу Тимофеевичу Калашникову в Москве. Апофеоз оружейной и военно-исторической безграмотности или нашего природного всепрощения? 

Но если вы взялись нас учить, то хотя бы делайте это качественно, а не так, как привыкли.
Но вернемся к памятнику М.Калашникову, история с которым превращается в совсем уж скверный анекдот. На постаменте обнаружилось изображение не легендарного АК, а немецкой винтовки времен нацистской Германии. Как написал в своем Facebook военный историк Юрий Пашолок: «запилить» памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову со взрыв-схемой Штурмгевера — это просто высший пилотаж!».
Ошибку обещают срочно исправить, но ведь не первый и даже не второй раз такое происходит. Проблема в том, что для авторов и заказчиков современной «патриотической» продукции историческая память, которую они так пытаются защитить «от пересмотра», по факту часто оказывается пустым звуком.
Беда в том, что скульптор Щербаков уже не первый раз оказывается в эпицентре «оружейного скандала». Дам их небольшую хронологию в образе трех звонков, из которых последний служит сигналом, после которого в театральный зал уже не пускают.
Тут решили понять, простить и пустить.

«Оружейный» барельеф на Белорусском вокзале. Как символ Победы — немецкий карабин Mauser 98. Ниже — табличка организации, утвердившей проект.

Первый звонок «прогремел» в 2014 г. когда в центре скандала оказался созданный Щербаковым памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале. Сразу после торжественного открытия, в котором принимали участие министр культуры В.Мединский и тогдашний президент ОАО «РЖД» В.Якунин, на монументе, изображающем уходящего на фронт советского солдата, обнаружили немецкую винтовку Mauser 98.
Неравнодушные стали теребить тех, кто по их мнению был виноват в первую очередь. Там вину не признали: «У памятника есть авторы, вопросы — к ним и Российскому военно-историческому обществу. Официального комментария министерства пока нет», — сообщили в Министерстве культуры РФ.
По информации, которую приводят СМИ, автор памятника — Салават Щербаков — также не смог объяснить, почему на скульптуре, посвященной героям Великой Отечественной и Первой мировой войн, оказалось изображено немецкое оружие, то есть оружие врага!
Скульптор тогда не смог объяснить, что стало причиной ошибки, заверив, что злого умысла не было, а молодой коллектив «очень старался».
Уже на следующий день Маузер с памятника убрали. Однако звонок прозвучал, но его не услышали. Или не захотели слышать.

 

Памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале в Москве. Обратите внимание на ремень винтовки Мосина и вспомните что ее вес более 4 кг. Справа — реальное положение винтовки Мосина. Ну и штык на памятнике «Прощание…» закреплен неправильно. Думаю, что при посадке в вагон, боец его потеряет…  

Буквально через пару дней дотошные военные историки обратили внимание, что на солдате, который, по художественному замыслу прощается со своей девушкой, как то странно висит на плече винтовка Мосина. Даже не беря во внимание очевидные огрехи в ее изображении, она висит на плече солдата не как четырехкилограммовая, а как бумажная или картонная пушинка, ибо ремень совершенно не натянут. Более того, судя по всему винтовка вообще легче воздуха ибо, что хорошо видно, в местах, где должна плотно прилегать к груди, ее вообще не касается. Но, на фоне «маузеровского» скандала это казалось такой мелочью, что переделывать не решились. Но мы то знаем, что «дьявол в деталях» и потому засчитываем как второй звонок.
Третий прогремел в Крыму. Тогда к годовщине Крымского референдума 2014 г. было принято решение открыть памятник солдатам Российской армии, которые, без сомнения, сыграли главную роль в возвращение Крыма туда, куда он и должен был неминуемо вернуться – в Российскую Федерацию.
Памятник, как его назвали «вежливому человеку» высотой 2,2 метра планировали и установить 16 марта 2016 г. В Крыму объявили добровольный сбор средств. Идею памятника поддержали, но ее воплощение сразу же вызвало споры.
И в эпицентре событий, так получилось, что очутился и я. Увидев опубликованный в сети конкурсный проект, представленный скульптором Щербаковым, я был убит качеством исполнения и космическим отдалением от реальности. Привожу фрагмент своего комментария, который цитировал ресурс Sobesednik.ru и главное мое возмущение как раз касалось «оружейной» темы, которая похоже автору, работающему в теме военной истории, совершенно незнакома. Представленный вариант заключал в себе образец не просто безграмотности, но и идиотизма: «… об ошибках, которые допущены в эскизе памятника. У солдата на плече автомат Калашникова, а магазин — от пулемета ПК или ПКМ. Снаряжение не проработано».

Конкурсный вариант памятника солдатам Российской армии в Симферополе. Тот самый, который победил и который совсем не похож на нынешний. Не нужно быть большим специалистом, чтобы увидеть убогость снаряжения и АК с коробом от ПКМ. Кстати, подсумок, судя по размеру, тоже не для ПКМ, а больше похож на уже забытые в армии подсумки от АКМ.

Сергей Аксенов пообещал, что передаст замечания скульптору и, спасибо ему, свое слово сдержал. В итоге бойца вооружили правильно.
Так что, хотя «ложечки нашли, но осадок остался». Если бы пошел «в тираж» первоначальный вариант, вместо воина-освободителя, народ Крыма лицезрел бы солдата-дебила, который, очевидно, с помощью «молотка и какой-то матери» присобачил с своему автомату вместо магазина на 30 патронов, пулеметный короб на 250 патронов еще и совершенно другого типа. Это был третий звонок.
Но его тоже не услышали. Вернее, меня услышали и я получил множество комментариев в смысле, что автор гений и ему можно все, что у него такое виденье и нечего тупым военным историкам в благо дело вмешиваться. К счастью в данном случае «наверху» все-таки услышали и отреагировали правильно…
Вернемся на исходный… Памятник Калашникову поставили, скульптору заплатили, а результат всепрощения «вышел боком» неделю. Только теперь не прошло. Народ устал от глупости «патриотов на зарплате», которая разрушает страну не хуже вражеской пропаганды. Вместо того, чтобы гнать в шею или хотя бы отказаться от услуг не оправдавшего надежды исполнителя, его вновь и вновь приглашают, поручая все более и более ответственные участки. Действительно: «не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет».
Здесь нет политики. Здесь имеет место быть глупость и непрофессионализм людей, которым поручают ответственное дело. Именно по такой причине были наши поражения в Крымской войне, когда гениальные замыслы разваливались по причине дилетантизма исполнителей. И мы снова и снова наступаем на одни и те же грабли.
В перспективе в Крыму собираются устанавливать Памятник Примирению. Его проект местные историки уже разнесли в пух и прах. Вот только услышат ли их. Или, хотя «как лучше», сделают «как всегда»?
В любом случае, «патриоты на зарплате» нас не особенно хотят слышать, а потому запасемся попкорном и ждем. Будет интересно…

Поиск по сайту