С.Ченнык (Симферополь)
«Летающие легенды», или как сделать захолустный городишко всемирно известным туристическим объектом… (по материалам из Интернета)

Одним из уникальных собраний «живых» летательных аппаратов считается авиационный музей в Даксфорде, расположенный к северу от Лондона, недалеко от известнейшего университета г.Кембриджа. Музей является продолжением лондонского Имперского военного музея. Он организован Даксфордским авиационным обществом и находится на территории одной из крупнейших авиабаз Великобритании, хотя и бывшей, но сохранившей свою инфраструктуру.
Традиция проведения авиашоу «Летающие легенды» в Даксфорде насчитывает свыше 40 лет. Городок Duxford находится в 80 км от Лондона и в 15 километрах от Кембриджа. Сам музей располагается на территории бывшей базы RAF. Это старейшая база, как сказали бы в известные времена «ровесник октября» т.е. берет начало с 1917 года.
Вскоре после Второй мировой войны, когда весь мир начал ускоренный переход на реактивную технику, в Даксфорде на аэродроме при Имперском военном музее группа местных энтузиастов предприняла попытку сохранить поршневые самолеты Второй мировой войны и представить их в воздухе для широкой публики. Первоначально интерес к полетам этих самолетов был невелик. Но со временем ситуация стала меняться. Поршневые машины времен Второй мировой войны занимали промежуточное положение между самолетами авиации общего назначения и современной реактивной авиацией. Достаточно сказать, что скорость истребителя «Спитфайр», или «Мустанг», достигает 700 км/ч, а значит, для пилота легкомоторной поршневой «Цессны» это огромный прогресс.
Вскоре к английским энтузиастам присоединились любители из США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, и сейчас общее количество самолетов Второй мировой войны, пригодных к полетам, насчитывает в мире свыше тысячи машин.
Экспозиция насчитывает около 180 летательных аппаратов созданных с начала ХХ века. Аэродром позволяет не только разместить огромное количество самолетов и вертолетов, но и демонстрировать их в воздухе! Конечно, массовые показательные полеты проводятся только во время авиашоу, кстати довольно частых, ну а в будни, когда музей открыт для посещения, любой желающий, заплатив небольшую сумму, может насладиться полетом в качестве пассажира на каком-нибудь пассажирском самолете 1930-х годов или бомбардировщике Второй мировой войны.


Официальный трейлер «Летающих легенд-2017»

Уникальность музея определяет и то, что он имеет непрофильный раздел – ангар, где размещена бронетехника и артиллерия различных времен и стран, в том числе и знаменитый танк Т-34.
Практически вся авиатехника размещена в нескольких больших ангарах, расположенных вдоль рулежной полосы на большом расстоянии друг от друга. В них сооружены галереи, с которых удобно осматривать экспонаты, там же находится множество павильонов, где торгуют всем: от мелких сувениров до снаряжения летчика. Интересно отметить, что к нелетающим самолетам обеспечен прямой доступ посетителей, а машины, находящиеся в летном состоянии, ограждены только лентами.
В первом ангаре размещены самолеты Великобритании последних десятилетий – от огромного сверхзвукового пассажирского «Конкорда» до реактивного СВВП «Харриер».

Здесь же находятся бомбардировщик «Канберра», палубный штурмовик «Буканир», опытный ударный самолет-разведчик TSR.2 и многие другие самолеты. В ангаре, где расположены самолеты обеих мировых войн, среди выставленных экспонатов расположены площадки, на которых восстанавливаются найденные самолеты и посетители музея могут наблюдать этот процесс.
В следующем ангаре представлена вся английская палубная авиация, истребители «Си Хок. Веном», «Си Виксен» и другие. Здесь же французские, итальянские и шведские истребители, а также знаменитые советские МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21.
Единственный специально построенный ангар в виде огромного цилиндра из стекла и бетона вмещает в себя американскую авиационную технику. В нем самолеты и вертолеты не только очень плотно стоят, но и в два яруса подвешены на специальных конструкциях, благодаря чему удалось разместить много авиатехники. Вокруг огромного бомбардировщика В-52D стоят B-17 и B-29, истребитель-бомбардировщик F-111Е, другие самолеты. Выше «парят» самолет-шпион U-2, палубный торпедоносец Второй мировой «Эвенджер», сверхзвуковой F-100D и много других машин.
Экспозиция музея постоянно пополняется, в том числе и за счет найденных и восстановленных самолетов. Так что, посещая музей повторно, всегда можно будет увидеть что-то новое.

Сюжет об «Даксфорд-2017»

В Европе Даксфорд остался крупнейшим центром ретроавиации, и авиашоу «Летающие легенды» собирает до 100 ретросамолетов, участвующих в показе. Здесь можно увидеть практически все типы самолетов времен Второй мировой войны, а также многие из самолетов предвоенного периода.
Однако советские самолеты невозможно было увидеть ни в Даксфорде, ни на территории России или любой из стран, ранее входивших в состав Союза. Практически все самолеты Второй мировой войны в СССР были уничтожены. Даже в немногочисленных авиамузеях сохранились лишь отдельные статические экземпляры, а о летающих самолетах не приходилось и мечтать.
Ситуация начала меняться только в 90-х годах прошлого века, когда в Россию поступили заказы из США и Новой Зеландии на восстановление самолетов Поликарпова и Яковлева. Восстановлением самолетов Поликарпова занялось предприятие «Авиареставрация» из Новосибирска, возглавляемое Борисом Осетинским и Владимиром Бернсом. После 10 лет работы список восстановленных этим авиапредприятием самолетов внушителен – знаменитый И-16, или «Ишачок», И-153 «Чайка» – участник боев в Китае и на Халхин-Голе. В числе последних проектов «Авиареставрации» – «Бесенок», или И-15бис, чей послужной список включает Китай, Финляндию и Испанию, не считая участия в Великой Отечественной войне, а также ДИТ – тренировочный истребитель на базе И-15бис, построенный в конце тридцатых годов для обучения Василия Сталина летному делу.
Один из самолетов И-15бис, восстановленных «Авиареставрацией», был передан группе пилотов из Санкт-Петербурга. В течение года питерские энтузиасты осваивали машину, в совершенстве овладев особенностями пилотирования этого необычного самолета. При длине фюзеляжа около 7 метров мощность мотора достигает 1000 л. с.! Скоростные и маневренные характеристики этого самолета впечатляют, а необычный звук мотора звучит как музыка для настоящих любителей. И-15бис участвовал в МАКСе-2003. Однако дебют прошел практически не замеченным, а руководство МАКСа еще и потребовало денег за участие самолета в авиашоу. Не замечен у себя на родине, но в Великобритании этот дебют оценили по достоинству – Федерация авиареставраторов России получила приглашение организовать полеты И-15бис в «Летающих легендах» в Даксфорде. Англичане не просили заплатить за участие, а напротив, любезно согласились компенсировать часть расходов. Однако в отношении летной безопасности не сделали никаких послаблений.
Около полугода ушло на разного рода согласования с САА, страховое и таможенное оформление. В результате только 8 июля 2004 г. самолет был доставлен в Даксфорд. На сборку и представление самолета приемной комиссии было отведено всего 24 часа. Невероятно, но российской группе удалось совершить невозможное, и в полдень 9 июля самолет был уже в воздухе. Пилотировал его Олег Федоров, резервный пилот Владимир Артикульный. Впервые в небе Великобритании краснозвездный истребитель времен Второй мировой войны продемонстрировал высший пилотаж. Английские любители восторженно приняли машину и интересовались возможностью продолжения таких показов в будущем. Английская пресса называла И-15бис «звездой салона».
А ведь можно было всего лишь попытаться ЭТО перенести в Крым…

После полетов летчики из Англии и Америки, Франции и Германии, Бельгии и России участвовали в совместном праздновании успешного окончания авиашоу. Зарубежные пилоты спрашивали у россиян о том, какие самолеты из России можно будет увидеть в будущем, и почти, никто сразу не мог поверить, что ни «летающего танка» Ил-2, ни истребителей Лавочкина и Яковлева, ни бомбардировщиков Туполева и Петлякова в России в пригодном для полетов состоянии не сохранилось. Между тем восстановить все эти самолеты можно – история с возвращением в небо истребителей Поликарпова внушает определенный оптимизм…

По материалам отечественной и зарубежной прессы