А.Зубарев (Севастополь)
Врач по профессии и моряк душою
Мы хотим рассказать о забытом ныне морском враче Российского флота, неутомимом труженике в области врачебного дела, праведнике и рыцаре без страха и упрека Владимире Ивановиче Бологовском. Он родился 16 (28) сентября 1870 года, православный, в воинской службе с 1899 года. Главный врач Ялтинского морского санатория, окончил Императорскую Медицинскую академию в 1899 г. и получил назначение в Ивангородскую артиллерийскую крепость на должность младшего врача. Служба в крепости не совпадала с его давнишней мечтой стать судовым врачом. Обращение Владимира Ивановича «по команде» с просьбой о переводе в Морское ведомство завершилось в 1900 г. зачислением его в 17-й флотский экипаж.
Спустя четыре года, будучи коллежским асессором, Владимир Иванович получил назначение младшим врачом на крейсер «Россия». Этот крейсер, построенный в Петербурге на Балтийском заводе в 1897 г., входил в состав Владивостокского отряда Тихоокеанской эскадры. 27 января 1904 г. крейсер «Россия» стоял на якоре в бухте Золотой Рог, когда прошло оповещение по флоту о начале войны с Японией. Учитывая решающее значение для Японии морских коммуникаций, командование Тихоокеанской эскадры русского флота приняло решение для их нарушения использовать отряд Владивостокских крейсеров.
Отряд состоял из трех броненосных крейсеров: «Россия», «Рюрик» и «Громобой», — и лёгкого крейсера «Богатырь». Вскоре начались боевые выходы этих кораблей в море с целью захвата или уничтожения транспортов у побережья Кореи и Японских островов. Наиболее результативными оказались походы крейсеров в первой половине 1904 г., когда было захвачено восемь транспортов.
Владивостокский отряд под командованием контр-адмирала К. П. Иессена, державшего свой флаг на крейсере «Россия», вышел в свой очередной поход 30 июля. В Корейском проливе он встретился с японской эскадрой вице-адмирала Хиконоджо Камимура, состоящей из четырех броненосных крейсеров: «Идзумо», «Токава», «Адзимо», «Ивате», — и трех легких крейсеров: «Нанива», «Токачихо» и «Ниитака».
Бой начался 1 августа 1904 г. и продолжался непрерывно в течение пяти часов. За это время неумолимо росло число погибших и раненых.
На медицинском пункте крейсера, развернутом в корабельной бане, самоотверженно действовали старший и младший врачи В. И. Бологовской и Е. Е. Сидоров, которые вместе с фельдшерами С. Конопинским и М. Дорофеевым и пятью санитарами (Я. Хропотой, В. Бабкиным, В. Платеком, X. Шпилевым и Ф. Лапиным) обрабатывали раны, останавливали кровотечения и накладывали повязки.
Тяжело раненые поступали к врачам, а остальных перевязывали фельдшеры и санитары. Большую помощь медперсоналу крейсера «Россия» оказали студенты-переводчики Восточного Института: Г. Ящинский и А. Занковский, — которые невозмутимо помогали перевязывать раненых. Здесь же, в медицинском пункте находился судовой священник о. Феодосии (Станкевич). Он причащал и напутствовал умирающих, помогал ухаживать за ранеными.
В числе раненых оказалась треть корабельных офицеров (10 человек) и 160 нижних чинов. Было убито и умерло от ран 46 человек, в том числе старший офицер крейсера капитан 2-го ранга Берлинский.
После заключения Портсмутского мира на долю крейсеров выпала еще одна важная задача — доставить на остров Сахалин большой сухопутный десант. Выполнив поставленную задачу, отряд из крейсеров «Россия», «Громобой» и «Богатырь» под командованием адмирала Иессена 11 ноября 1905 г. взял курс на возвращение в Кронштадт, куда благополучно прибыл 26 апреля 1906 г.
Находясь на крейсере в Кронштадте, Владимир Иванович Бологовской стал активным членом Общества морских врачей, а о прошлых годах лихолетья ему напоминали три боевые награды — ордена Св. Станислава 3-й степени с мечами, Св. Анны 3-й степени с мечами и Св. Владимира 4-й степени с мечами. В 1909 г. он был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени.
Всего Владимир Иванович Бологовской прослужил на крейсере «Россия» около пяти лет. В августе 1910 г. его назначили старшим врачом 1-го Балтийского флотского экипажа. Вскоре (декабрь 1911 г.) он получил чин коллежского советника. Владимира Ивановича прикомандировывают к Николаевскому Морскому госпиталю в Кронштадте для исполнения ординаторских обязанностей с оставлением на должности старшего врача крейсера «Аврора». Успешная защита диссертации — итог многолетней упорной работы В. И. Бологовского.
Командование высоко оценило врачебную деятельность В.И. Бологовского и в его службе произошло неожиданное изменение. Он был направлен для продолжения службы на Черноморский флот в создаваемую «по Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ соизволению санаторию Морского ведомства в Крыму». В мае месяце 1912 года В.И. Бологовской назначен старшим ординатором «санитории» и включен в комиссию под председательством Медицинского Инспектора Порта Севастополя для обсуждения и решения на месте вопросов, касающихся постройки «санатории».
История «Ялтинской санатории» началась в 1912 году, когда императорская фамилия решила построить ее на Южном берегу Крыма для офицеров и нижних чинов флота. Император Николай II «Всемилостивейше повелел» отвести в урочище своего имения Массандра необходимый участок земли для предполагаемой постройки и парка, который должен окружать «санаторию».
Такой участок был выделен на границе восточной части Ялты и санатория имени Александра III — на живописном склоне холма с богатой парковой растительностью, открытый солнцу и свежему морскому воздуху, с прекрасным видом на бухту и город. Необходимые для строительства средства были выделены императрицей Александрой Федоровной и дополнены немалыми благотворительными сборами. Строящуюся здравницу стали называть ее именем. Предполагалось, что здесь будут отдыхать, главным образом, нижние чины флота, лишенные другой такой возможности.
29 мая 1913 года состоялась закладка санатория (перейдем к ставшему ныне нормой мужскому роду), проект которого был выполнен Н.Н.Малеиным, гражданским инженером, архитектором Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Крымские газеты того времени — «Ялтинский вестник» и «Русская Ривьера» — донесли до нас, как это происходило. Давайте вернемся в то далекое время и мысленно примем участие в торжествах и ритуале закладки военного санатория.
Для участия в торжествах по закладке морского санатория в Ялту из Севастополя пришли линейные корабли Черноморского флота: «Пантелеймон» (восемь лет назад бывший «Потемкиным»), «Три святителя», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий». Здесь же находилось посыльное судно «Алмаз» под флагом командующего морскими силами в Черном море адмирала Эбергарда А.А..
В Ялту прибыли также начальник бригады линейных кораблей вице-адмирал Новицкий П.И., начальник штаба командующего контр-адмирал Плансон К.А., главный командир Севастопольского порта вице-адмирал Маньковский Н.С.. Медицинский мир представлял доктор Кибер А.Ф., председатель комитета по сооружению санатория, санитарный инспектор Севастопольского порта, главный директор Севастопольского госпиталя. В числе почетных гостей был и главный строитель санатория Абрамов.
У места закладки будущего санатория выстроились экипажи кораблей, а также чины 52-го пехотного Виленского Великого Князя Кирилла Владимировича (контр-адмирала русского флота) полка, Крымского конного Императрицы Александры Федоровны полка и Ливадийского отряда Корпуса пограничной стражи. Играл флотский оркестр. Настоятель Севастопольского Николаевского собора протоиерей отец Роман (Медведь) отслужил торжественный молебен, в котором участвовал хор певчих с «Пантелеймона», были освящены икона Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона и закладная доска с памятным текстом.
Адмирал Эбергард заложил первый камень в фундамент здания. Как водится, провозглашалась «Многая лета» царствующему дому, отмечавшему свое 300-летие, и исполнялся гимн «Боже, царя храни»…
И начал воплощаться в жизнь проект архитектора Малеина, который предусмотрел для санатория три группы строений.
Первую составляли жилые корпуса: офицерский, кондукторский и два матросских, дома для детей и врачей. Вторую — храм с домом священника и сторожкой. И, наконец, третью — административные и хозяйственные постройки с домом для обслуживающего персонала. Весной 1914 года часть корпусов Морского санатория была открыта.
22 апреля 1914 года Николай II записал в дневнике: «…вторник. Прохладный ясный день. Поехали со всеми дочерьми на освящение первого дома морской санатории имени Алике на участке земли Массандры. Очень хорошее здание на 10-15 нижних чинов. Их будет пять, еще и церковь».
В эти годы продолжалось строительство при санатории храма во имя Святителя Николая, проект которого разработал В.Н.Максимов, ученик модного тогда архитектора А.В.Щусева. А строителем храма был местный архитектор В.А. Кракау.
Для храма, строящегося в древнерусском стиле и прекрасно вписанного в ландшафт, комиссией профессора Ф.Я. Мищукова были подобраны старинные псковские и новгородские иконы. Нижнюю часть стен храма предполагалось украсить тканью «кустарной работы местных татар». Следует сказать, что храм строился, в основном, на пожертвования, собранные среди «чинов и служащих» флота.
5 октября 1916 года, на третий год Великой войны, как тогда называлась Первая мировая, состоялось первое богослужение в новом храме, посвященном покровителю моряков Николаю Угоднику. «Под покровом этого храма больные и недужные будут находить утешение и силы для исцеления», — сказал священник отец А.Терновский, обращаясь к собравшимся на освящение храма.
В годы гражданской войны В.И. Бологовской был откомандирован врачом отряда транспортов в белом Черноморском флоте, в 06.1919 назначен старшим врачом крейсера «Кагул». По возвращению из Новороссийска, учитывая успешную предыдущую деятельность по строительству и созданию санатория, он был назначен Главным врачом санатория. В течение нескольких последующих лет он неоднократно откомандировался для повышения медицинской квалификации в Севастопольский морской госпиталь.
Революция и последовавшая за ней Гражданская война исковеркали многие человеческие судьбы, поделив их на белых и красных, разведя людей по разные стороны баррикады, лишив веры, крова и привычных жизненных устоев. Под ударами Красной армии откатывались на юг страны воинские части, верные присяге и Отечеству. Вместе с ними отступали и те, кто не принял революцию и ее идеологию.
В ноябре 1920 г. свыше 145 тыс. россиян на 147 переполненных судах и кораблях флота покинули черноморские порты: Севастополь, Ялту, Феодосию, Евпаторию, Керчь, — и ушли в Константинополь.
В числе беженцев были генералы и адмиралы, офицеры армии и флота, ученые, интеллигенция и их семьи. Здесь же находился и Владимир Иванович Бологовской. В Турции, на якорях рейда Мода, экипажам российских кораблей был зачитан приказ № 197 от 01.12.1920 г. командующего Добровольческой армией генерала П. Н. Врангеля: «После трех лет кровопролитной борьбы армия и флот вынуждены оставить родную землю. Союзная нам Франция оказывает свое гостеприимство. Флот уходит в Бизерту, армия остается в окрестностях Константинополя. Провожая Вас, орлы русского флота, твердо верю, что красный туман рассеется, российский орел расправит свои могучие крылья и вновь взовьется над кораблями Отечественного флота Андреевский флаг».
Почти на всех судах в числе пассажиров находились раненые и больные офицеры, казаки и солдаты. В особенности их было много на больших транспортах, вышедших из Ялты и Керчи. Приспособленный под госпитальное судно пароход «Цесаревич Георгий» оказался слишком мал для вмещения всех больных и раненых, и на него помещали только тех, кто не мог обойтись без врачебного надзора во время перехода. Помещенные туда больные и раненые были отправлены в Пирей.
Подавляющая часть российских беженцев была высажена на турецкий берег, а 5,6 тысяч человек продолжили плавание на 33 кораблях и судах Черноморской эскадры. Конечным пунктом их маршрута была военно-морская база Франции в Тунисе — город и порт Бизерта.
Несмотря на долгий переход и неприспособленность большинства состава эскадры к морской жизни, сравнительно большое количество среди пассажиров женщин и детей, заболеваний и несчастных случаев, вызванных условиями перехода, не было, и в конце декабря 1920 года суда Русской эскадры стали прибывать в Бизерту — конечный пункт долгого, утомительного и опасного морского путешествия.
Первым 22 декабря прибыл пароход «Константин» с семьями чинов эскадры, затем, в зависимости от обстоятельств плавания, пришли эсминцы «Беспокойный» и «Пылкий», подводная лодка «Буревестник», крейсер «Алмаз», вооруженный ледокол «Илья Муромец», канонерская лодка «Грозный», транспорт «Добыча», подводные лодки АГ-22 и «Утка», спасательный буксир «Черномор», буксир «Голланд», посыльное судно «Китобой», канонерская лодка «Страж», вооруженные ледоколы: «Гайдамак», «Джигит» и «Всадник», эсминцы: «Капитан Сакен», «Звонкий» и «Зоркий», посыльное судно «Якут», линейный корабль «Генерал Алексеев», крейсер «Генерал Корнилов», эсминец «Дерзкий», подводная лодка «Тюлень», транспорты «Кронштадт» и «Далланд», учебное судно «Моряк» («Свобода») и, наконец, последним 2 января 1921 года пришел эскадренный миноносец «Жаркий».
По прибытии в Бизерту все суда были поставлены в карантин, хотя никаких эпидемических заболеваний на эскадре не было, если не считать трех подозрительных по сыпному тифу случаев на ледоколе «Илья Муромец».
Спустя некоторое время по прибытии эскадры в Бизерту пришел пароход «Цесаревич Георгий», который выгрузил привезенных из Константинополя больных и раненых, а также сопровождавший их медицинский персонал в порту Сиди-Абдалла, расположенном в глубине озера Бизерта. Все они были помещены во временное отделение французского Морского госпиталя, и оттуда выздоравливавшие переводились в лагерь Надор вблизи Бизерты.
Приказом Командующего Русской эскадрой Владимир Иванович Бологовской был назначен флагманским врачом. Под его руководством работал коллектив медицинских чинов морского ведомства, прибывший на кораблях эскадры:
Александров Константин, зауряд-врач
Альгин Сергей, лекарь
Аристов Василий, действ, ст. сов.
Галенко Алексей, лекарь
Гаранин Петр, лекарь
Гребницкий Вячеслав, лекарь
Дорошевский Николай, лекарь
Жуков Сергей, кол. асессор
Золотилов Борис, кол. сов.
Кораблев Борис, действ, ст. сов.
Марков Николай, ст. сов.
Миллер Николай, лекарь
Миронов Анатолий, ст. сов.
Монастырева Людмила Сергеевна [женщины с высшим медицинским образованием носили звание «женщина-врач» без классного чина]
Розендорф Анатолий, кол. асессор
Сакович Сергей, кол.сов.
Снятиновский Алексей, зауряд-врач
Соловьев Петр, кол. асессор
Тихомиров Дмитрий, кол. асессор
Чернай Федор, надв. сов.
Зубные врачи:
Бобкова Елена Дмитриевна
Хомиченко Елена Николаевна
Провизор Петров Николай, кол. асессор
Врачи, прикомандированные к Морскому ведомству:
Бычков Петр, кол. асессор
Кожин Александр, действ, ст.сов.
Мурзин Михаил, кол. сов.
Ростовцев Сергей, лекарь
Яловиков [Илья], надв. сов.
По прибытии кораблей в Бизерту постепенно стал налаживаться быт. Офицерские семьи разместили на броненосце «Георгий Победоносец». Морской корпус и его воспитанники, находившиеся на борту линкора «Генерал Алексеев», обосновались в форте Джебел-Кебир. В составе корпуса оказалось 17 офицеров-экстернов, 255 гардемаринов, 110 кадетов, 60 преподавателей (в их числе и офицеры) и команда обслуживания (40 человек).
Всего из корпуса за Бизертский период было выпущено 300 «зеленых» гардемаринов. Бытовые трудности и тоска по родине объединили людей, сплотили их ряды. Среди разношерстной волны русских эмигрантов моряки выделялись своей сплоченностью и организованностью, они объединялись в «кают-компании», «собрания» и военно-исторические кружки. Однако, были случаи суицидных попыток среди кадетов. Капитан 1 ранга Китицын М., начальник строевой части школы гардемаринов принял решение: принявшем самоубийство ученика выбросить в степь для съедения дикими животными. После этого суициды прекратились.
Председателями таких объединений, как правило, избирались старшие по чину офицеры. В Бизертской колонии русские наладили выпуск журналов «Норд-Ост», «Сигнал» и «Морской журнал». В морском кадетском корпусе стал выходить журнал кружка морского училища. На подводной лодке «Утка» капитан 2-го ранга Монастырев Н.А. наладил выпуск «Морского сборника» на ротапринте.
В начале июля на транспорте «Кронштадт» были случаи заболевания бубонной чумой. Транспорт был немедленно изолирован, отведен в Сиди-Абдалла, и команда была свезена в Морской госпиталь для изоляции. Всем чинам эскадры и Морского корпуса, а также всем русским в лагерях были сделаны противочумные прививки. Эпидемия не получила широкого развития; заболевания были только среди бывших на «Кронштадте», и по высадке в госпитале умерло восемь человек.
Транспорт «Кронштадт» был подвергнут дезинфекции сернистым газом, а затем удушливым газом (хлорпикрином). По окончании дезинфекции транспорт, по распоряжению из Парижа, якобы для проведения более тщательной дезинфекции был уведен в Тулон без русской команды и оттуда не вернулся.
В ноябре 1924 г. новое французское правительство официально признало СССР. Спустя двое суток адмирал Эксельманс (военно-морской префект Бизерты) собрал на борту эскадренного миноносца «Дерзкий» всех офицеров и гардемаринов Российской эскадры. Его выступление было кратким. Он сообщил всем распоряжение правительства Франции — «…на российских кораблях спустить Андреевские флаги, а экипажам сойти на берег».
С заходом солнца на всех кораблях Бизертской эскадры были спущены Андреевские флаги. Теперь эмигранты окончательно потеряли все, что было им так дорого. В поисках лучшей доли россияне разъехались кто куда. Некоторая их часть осталась в Тунисе.
Здесь обосновался и начал работать колониальным врачом и Владимир Иванович Бологовской, которому французские власти разрешили врачебную практику. Занимаясь частной практикой, Владимир Иванович никогда не брал с бедных денег, он лечил их бесплатно.
Тунисцы боготворили его и называли «марабу» (святой). За участие в борьбе с эпидемиями чумы и сыпного тифа он был награжден высшим тунисским орденом и французской медалью. Сегодня, к сожалению, мало известно о работе Владимира Ивановича в эти годы, и это послужит поводом для дальнейшего глубокого изучения жизни выдающегося русского врача.
Шло время. В 1937 г. на пожертвования русских эмигрантов в Бизерте был построен храм св. благоверного князя Александра Невского, который и сейчас является храмом-памятником Российскому Императорскому флоту. В нем была установлена мраморная доска с позолоченными наименованиями российских кораблей Бизертской эскадры. Неоценимая роль в обихаживании выстроенной церкви принадлежит Анастасии Александровне Манштейн-Ширинской — дочери командира эскадренного миноносца «Жаркий».
Владимир Иванович Бологовской скончался в Тунисе 19 февраля 1950 г. На его похороны собралась вся русская колония. В надгробном слове контр-адмирал Тихменев А.И. назвал Бологовского «праведником, врачом по профессии и моряком душою».
Литература
1 Медицинское прибавление к Морскому сборнику. Авг. 1900.
2 Медицинское прибавление к Морскому сборнику. Фев. 1904.
3 Санитарный отчет по флоту за русско-японскую войну 1904-1905 гг. Часть III. Кронштадт: Изд-во Управления Санитарной частью флота, 1915.
4 Медицинское прибавление к Морскому сборнику. Янв. 1907.
5 Медицинское прибавление к Морскому сборнику. Сент. 1910.
6 Журнал «Море» (Санкт-Петербург). 1905 г. № 52. С. 781.
7 Port Arthur: Recollections of Partucupants. New-York: Chekhov Publisiting House of the East European Fund, 1955.
8 Климовский С. Д. Скорбные страницы истории: Бизерта: 1920//Гангут. Л.: СП «АТУС», 1991.
9 Лобыцын В. По выпускам Бизертинского «Морского сборника» // Морской сборник. 2000. № 3.
10 Черкашин Н. Под пальмами Бизерты // Родина. 1996. № 12. С. 62-68.
11 Монастырёв Н. А. Гибель Царского флота // Русское военно-морское зарубежье. Вып. 3. СПб.: Облик, 1995.
12 Ширинская-Манштейн А. А. Бизерта: Последняя стоянка. СПб.: Изд-во РАН, 1996.
13 Кадесников Н.З. Краткий очерк белой борьбы под Андреевским флагом. М.: Андреевский флаг, 1993. С. 75.
14 Кулябко-Корецкий Н. Из воспоминаний гардемарина (Приложение к газете «Гардемарин»). СПб., 1998.
15 Лобыцын В. В. Русский военный некрополь в городе Тунисе // Новый Часовой. 2001. № 11-12.
16 Бологовской В. Санитарная служба на крейсере 1-го ранга «Россия» в русско-японскую войну 1904-1905 гг. // Санитарный отчет по флоту за русско-японскую войну 1904-1905 гг. Ч. III. Кронштадт: Изд-во Управления Санитарной частью флота, 1915.
17 Лобыцын В.В. Ливицкая З.Г. Морская санатория в Ялте// Крымский альбом 2000 (Выпуск 5) М. Издательский дом Коктебель 2002
18 Бумай О.К. Суханов И.П. Кортик флагманского врача Бизертинской эскадры// Новый часовой 2004 № 14-15.
19 Hoover institution archives: Register of the Vrangel’ collection, 1916-1929, box 97, File 18. «Sanitarnaia Chast’ report re its activities».
20 Hoover institution archives: Register of the Marija Dmitrievna Vrangel’ collection, 1915-1944, box 13, File 20. «Iz Sevastopolia v Bizertu».
21. Морские записки, издаваемые обществом офицеров Российского императорского флота в Америке – 465 Лексингтон авеню, Нью-Йорк, США, 1961, июнь, XIX № ?, стр. 3-41.