И. Алексеев (Одесса)
Гибель санитарных транспортов

Так уж случилось, что автору данной статьи довелось участвовать в поисках, организованных Департаментом морского наследия Украины Института археологии Национальной академии наук, которую возглавлял Сергей Воронов. Основной целью экспедиции, которая проводится уже третий год, является поиск фрагментов советского санитарного транспорта «Армения», погибшего 7 ноября 1941 г. от взрыва, вызванного попаданием торпеды, выпущенной вражеским самолетом-торпедоносцем «Хейнкель-111». Спусти 4 минуты после взрыва транспорт погиб. Почему же так много уделяется времени и средств поиску именно этого транспорта?
Дело в том, что по официальным данным на борту судна, находились и погибло более 5 000 человек. Учитывая, что транспорт уходил из Севастополя, когда совсем не было ясно, прорвутся немцы в город с хода или нет, и командование Черноморского флота отдало распоряжение на вывоз из Севастополя медперсонала и раненых из четырех госпиталей Севастополя и Ялты. Сколько людей было погружено на этот транспорт дополнительно — неизвестно, но есть предположение, что на его борту могло находиться около 7 000 пассажиров, а не 5 000, как считалось ранее: выяснилось, что многие из медперсонала госпиталей вывозили с собой семьи. После взрыва, причины которого еще предстоит установить, на поверхности моря практически не осталось людей. Это при таком огромном количестве принятых на борт людей, что, по свидетельствам очевидцев, провожавших транспорт, люди стояли даже на верхних палубах плечом к плечу. Факты упрямая вещь: документы свидетельствуют, что при взрыве уцелело всего восемь человек, которых подобрал сторожевой катер, сопровождавший «Армению». Это была крупнейшая катастрофа в истории человечества по числу жертв. Среди погибших было множество крымчан и одесситов. Одесситы составляли основную часть экипажа судна во главе с капитаном дальнего плавания, а тогда капитан-лейтенантом Владимиром Яковлевичем Плаушевским. Главным врачом плавгоспиталя «Армения» являлся также одессит — военврач 2 ранга Петр Андреевич Дмитриевский, мобилизованный с должности главврача железнодорожной больницы города Одессы. Врачи, медперсонал и санитары на транспорте также были призваны из санаториев Одессы и курортов Крыма.
Итак, вспомним, что теплоход «Армения» принадлежал к серии судов типа «Абхазия», которые строились специально для Крымско-Кавказской линии, накануне войны эти суда были знакомы всем жителям Причерноморья и гостям, приехавшим на отдых.
Теплоходы типа «Абхазия» были самыми комфортабельными и быстроходными грузопасса¬жирскими судами советской постройки тридцатых годов. Суда проектировались в СССР и предназнача¬лись для рейсов на Черном и Средиземном морях. Двухвальная энер¬гетическая установка включала два двигателя завода «Русский ди¬зель», работавших каждый на свой гребной винт. Это были двухпалубные, с протяжен¬ной средней надстройкой суда, рассчитанные на приемку 60 пассажиров в каютах первого класса, 192 пассажиров второго класса, 266 пассажиров третьего класса (спальных), 125 сидячих пасажиров и 337 пассажиров, располагавшихся на палубах (на так называемых палубных местах). Итого — 980 пассажиров. Речь о военной «пассажировместимости» этих судов пойдет несколько позже.
Разработанный проект был передан для постройки на Балтийский завод в Ленинграде и на верфь фирмы Круппа в Киле. В 1926–1931 годах Балтийский завод построил теплоходы «Абхазия», «Аджария», «Армения» и «Украина» (I серия), а верфь фирмы Круппа в Киле — «Грузия» и «Крым» (II серия). Суда этих двух серий не сильно отличались, однако, построенные немцами «Грузия» и «Крым» имели более заостренные обводы корпусов в кормовой части и дали на ходовых испытаниях большую скорость хода, составившую до 13,6 узлов.
Головной грузопассажирский теплоход этого типа — «Абхазия» — был спущен на воду 29 ноября 1927 года. Второй теплоход серии — «Аджаристан» (впоследствии «Аджария») — был благополучно спущен на воду в декабре того же года. До 1931 года в строй вступили все шесть судов этого типа.
За годы войны на Черноморском флоте для эвакуации раненых и больных использовались в качестве санитарных транспортов бывшие грузопассажирские суда «Абхазия», «Армения», «Белосток», «Грузия», «Днепр», «Котовский», «Львов», «Молдавия», «Сванетия», «Чехов», бывший сейнер «Знамя труда» и другие суда. Среди перечисленных три были типа «Абхазия» («Абхазия», «Армения» и «Грузия»). С началом военных действий эти суда были сосредоточены в Одессе и поставлены на переоборудование на судоремонтный завод имени Марти (ныне Судоремонтная верфь Одесского порта). На судах типа «Абхазия» штатная эвакоемкость составила по 400 человек, на каждом из них имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Команды и капитаны судов, как правило, оставались прежние, они лишь надевали военно-морскую форму.
Еще до войны советскому командованию было известно, что немцы атакуют санитарные транспорты Англии и нейтральных государств в ходе боевых действий, к тому времени бушевавших над морями уже более полутора лет. С такой же беспощадностью их моряки и летчики атаковали и советские санитарные транспорты еще до вступления в строй санитарных транспортов типа «Абхазия». В первые месяцы войны советские санитарные транспорты, следовавшие с соблюдением всех международных требований, неоднократно попадали под огонь и бомбы немцев. Так 14 июля транспорт «Чехов» под флагом Красного Креста на переходе Одесса–Николаев был атакован вражеской авиацией, а 23 июля санитарный транспорт «Котовский» был обстрелян из пулеметов фашистским самолетом на переходе Херсон–Одесса. После этих атак советское командование приняло решение использовать санитарные транспорты в чисто военных целях — для перевозки войск и вооружения. Также было принято решение установить на санитаных транспортах вооружение для самообороны. Это была война, в которой стороны зачастую воевали в нарушение всех довоенных правил, в том числе и существовавших международных правил плавания санитарных судов.
Санитарные транспорты, раненые, перевозимые на них, команды и медперсоонал подвергался опасностям не менее, а зачастую и более часто, чем экипажи транспортных и вспомогательных судов. Фашисты откровенно гонялись за крупными санитарными транспортами, что обусловило очень серьезные потери при их гибели.
Простое перечисление обстоятельств гибели санитаных транспортов и количества погибших на них людей вызывает ужас.
14 сентября 1941 года погиб первый советский санитарный транспорт. В этот день в результате варварского налета 13 фашистских самолетов у острова Тендра затонул санитарный транспорт «Молдавия», на котором от взрывов вражеских бомб возник пожар. Экипаж транспорта самоотверженно боролся за живучесть судна и извлекал из огня раненых и пассажиров. Людей сажали в подошедшие шлюпки и катера. Многие плавали на индивидуальных спасательных средствах. Из 200 эвакуируемых погибло 55 человек, было ранено 70. Погибло 14 членов экипажа и 25 человек моряков были ранены.
Как уже упоминалось, 7 ноября 1941 года фашистской авиацией была потоплена «Армения», на борту которой находилось около 7 000 человек.
Сорок второй год принес еще несколько атак фашистов на санитарные транспорты, унесших огромное количество жизней. Так 17 апреля 1942 года санитарный транспорт «Сванетия» на переходе из Севастополя, имея на борту 893 человек, в том числе 238 раненых, подвергся поочередной атаке 12 бомбардировщиков и 9 торпедоносцев. Экипаж героически отражал атаки самолетов про¬тивника. Огнем корабельной артиллерии был сбит один торпедоносец противника. Помощь комендорам оказывали медицинские сестры и санитарки, подносившие снаряды. В результате попадания двух тор¬пед в носовую часть транспорт начал тонуть и продержался на плаву всего 18 минут. В течение этого времени медицинский состав, не щадя своей жизни, спасал раненых, извлекая их из помещений, обеспечивая ин¬дивидуальными спасательными средствами и помогал добраться до шлюпок. В 16 часов 30 минут транспорт «Сванетия» с дифферентом на нос и креном на левый борт, скрылся под водой, накрыв своим корпусом три шлюпки с людьми и многих людей, плававших в воде. После гибели судна торпедоносцы в трех заходах с высоты 8–10 метров расстреливали плавав¬ших в воде людей и сбрасывали бомбы на шлюпки. Всего погибло 753 человек, в том числе 220 раненых. В 18 часов 25 минут к месту гибели транспорта подошел эскадренный миноносец «Бдительный», расстрелявший весь боезапас в борьбе с само¬летами противника, и стал подбирать находившихся на воде людей. Всего было спасено 157 человек, из которых 17 вскоре умерли на корабле. Из 184 человек команды спаслись 72. Все спасенные миноносцем люди были доставлены в Новороссийск.
13 июня того же года в Севасто¬польской бухте произошла трагедия с санитарным транспортом «Грузия», которому предстояло доставить в осажденный Севастополь, около 4 000 человек и 1 300 тонн боеприпасов. Транспорт был уже заведен в Южную бухту (он не мог двигаться самостоятельно, так как на переходе был поврежден в результате атак вражеских самолетов). Однако на подходе к Минной стенке, транспорт «Грузия» был атакован одиночным пикировщиком противника. От взрыва торпеды сдетонировал боезапас, находившийся в трюме, и транспорт затонул на мелководье, разломившись на две части. Спасать было некого. Уж очень эта трагедия похожа на гибель транспорта «Армения», однако наличие в трюмах последнего боезапаса возможно удастся проверить только после его находки…
Со второй половины 1942 года активизировалась деятельность вра¬жеских подводных лодок и торпедных катеров.
Приведу еще несколько фактов гибели советских судов с ранеными на борту. Так в результате торпеди¬рования при переходе из Севастополя 18 июня 1942 года была потоплена плавбаза «Белосток», имевшая на борту 350 раненых. 10 августа того же года на переходе из Новороссийска в Поти подводной лодкой про¬тивника был торпедирован и затонул пароход «Севастополь», на борту которого находилось 199 раненых. 14 апреля в Керченском про¬ливе подорвался на мине санитарный транспорт «Чехов», у которого был оторван полубак до мостика, при взрыве погибло 200 человек и было ранено 50 человек.
Список погибших кораблей, транспортов и плавстредств можно перечислять долго. Но не следует забывать, что практически на всех находились одесситы, чьи родственники, возможно, помнят о погибших.
Так после ряда публикаций в газетах автору позвонили и написали многие одесситы, и удалось установить десятки имен погибших и спасшихся с транспортов. Также в результате совместной работы с сотрудниками библиотеки Одесского медицинского университета удалось установить, что на транспорте «Армения» погиб Борис Маркович Фонарев — врач-ортопед, книголюб, эрудированный специалист, прекрасный человек, который до войны работал доцентом на кафедре ортопедии и травматологии Одесского мединститута под руководством профессора Н.И. Кефера и заведовал библиотекой этого же института. Интересен факт, что его сослуживцы вспоминали его как погибшего на пароходе «Ленин», но, видимо, ему в той катастрофе удалось спастись, после чего Б.П. Фонарев получил назначение на «Армению», где и погиб.
Небольшая статья не может уместить всю ту информацию, которую удалось почерпнуть из писем и телефонных звонков одесситов, чьи родственники погибли на пароходе «Ленин» и других судах, но сведения о них обязательно будут опубликованы в книге, посвященной эвакуации из Одессы и других портов Черного и Азовского морей.
Уже несколько лет мы с помощью «Книг памяти» составляем поименный список погибших на пароходе «Ленин», транспорте «Армения» и других судах. Сделано много, но поиски продолжаются.
Если у Вас есть информация о родственниках, знакомых, соседях, погибших на санитарных, транспортных судах флота, а также эвакуируемых на судах пароходства и кораблях флота, просим — откликнитесь! Ваши письма автор может получить по почтовому адресу 65101, Одесса-101, а/я 57; электронному [email protected]; либо по телефонам: (0482) 45 41 39 (с 19.00 до 22.00) или 8 067 170 39 60. Алексеев Игорь Викторович Главный специалист ГП «УкрНИИМФ»