C.Ромадин (Краматорск)
И уронив на землю розы в знак возвращенья своего…
(Бронепоезда в обороне красавицы Одессы)
Количество бронепоездов (БП) сооруженных авральным порядком летом 1941 исчисляется не одним десятком и в процессе формирования истории бронепоездной техники, как раз, количественная сторона дела, имеет вполне обнадеживающую динамику. Этого не скажешь о качественной стороне – как выглядели и что представляли собой эти БП, мы по большей части не знаем, несмотря на вполне целенаправленный поиск. «Тайна сея – велика есть», покрыта густой пеленой информационного тумана и БП одесской постройки здесь почти эталон. Обнадеживают массированные инъекции в мировую паутину немецких фронтовых фотодокументов производимых с сайта E-Bay. Как оказалось немецкому солдату воспитанному национал-социалистической рабочей партией Германии можно на фронте иметь фотоаппарат, а советскому солдату воспитанному Всесоюзной коммунистической партией большевиков не следует – будет фотографировать не то, не там, не так и обязательно с пользой для врага.
Данная статья представляет попытку осмыслить информацию (фактуру) опубликованную ранее рядом авторов, оставляя за собой право на обобщения и выводы.
Так шо мы можем сказать за Адесу?
Южнее Каменец-Подольского, на первомайском направлении, против Южного фронта наступали войска правого крыла группы армии «Юг». Это были немецкая 11-я армия и корпус итальянских теноров (в деле с 20.07), а также ассорти из румынской 3-й армии, венгерского корпуса и словацких дивизий, нарисовавшихся здесь под воздействием обострившихся историко-географических галлюцинаций, благо не страшно — Вермахт рядом. 4-я румынская армия двинулась в направлении Одессы непосредственно с территории Румынии.
Секторная оборона подступов к Одессе формировалась на основе ландшафтного и коммуникационного факторов. Границы секторов определялись, прежде всего, условиями рельефа местности. В результате в каждом секторе оказалась своя ж.-д. линия — одесский ж.-д. узел исходный пункт двух магистралей и ветки местного значения, которые в силу ландшафтных условий и общей структуры транспортных коммуникаций региона расходятся веером, давая прекрасную возможность гибко маневрировать силами по фронту.
Южный сектор — на левом фланге овидиопольская ветка.
Западный сектор — перерезан примерно в центре магистралью Одесса – Раздельная.
Восточный сектор — ближе к левому флангу магистраль Одесса – Вознесенск.
Ход событий показал – нарезка секторов полностью совпала с основными направлениями неприятельских ударов.
Структура секторов обстрела стационарных береговых батарей на сухопутье (1-, 6-, 21-, 39-, 411-, 412-я), возможности маневра колесами подвижных батарей береговой артиллерии ОдВМБ (36-, 37-, 38-, 724-я) и полевой артиллерии (265-й корпусной и 134–й гаубичные, 69-, 99-, 397- и 57-й легкий артполки, 48-й отдельный дивизион гвардейских минометов, 97-й отдельный противотанковый дивизион) таковы, что в полосе ж.д. требовались скорее подвижные ж.-д. артбатареи нежели обычные полевые БП. Иными словами, в системе артиллерийского обеспечения обороны БП могли взять на себя роль высокомобильного средства оперативного реагирования и активизации обороны.
В Одессе строили 5 БП: №21; №22; №23; №24; №25. Запланированное количество обеспечило бы постоянное присутствие 1 БП в каждом секторе и наличие мощного оперативного резерва, а в крайней необходимости сокрушающую огневую атаку на одном направлении. Реально на передовые позиции отправили только 3 БП, по одному в каждый сектор. На третьем из запланированных не успели установить вооружение, пятый вообще не удалось достроить. Вообще по данному вопросу стоит заметная разноголосица.
Строительство БП осуществляли:
— Завод имени Январского восстания — БП №22 и №24(?);
— Одесский судоремонтный завод №1 — БП №21 и №25(?);
— Завод имени Октябрьской революции — №23(?).
По кооперации к работе привлекались другие организации, в частности, локомотивные депо Одесса-Товарная и Одесса-Сортировочная.
Построены — №21, №22, №24. Таков вывод при суммировании одних источников. Однако недавно вышла в свет работа М.В.Коломийца, согласно которой: построены в сентябре №21, №22, №23; начаты бронировкой, но не завершены — №24 и 25. То есть №25 выпадает однозначно при любом раскладе, а №23 или №24 — противоречие. Трагедии в том нет. Вспомним теоретическую механику — все векторы направляем в одну сторону, полученные в результате расчетов с отрицательным знаком разворачиваем в обратном направлении. В порядке рабочей версии автор принимает №24, как достроенный и введенный в строй, поскольку до опубликования М.Коломийцем нескольких документов это была не версия, а скорее очевидность.
Ряд источников утверждает, что сборка БП велась исключительно заводом имени Январского восстания, но скорее это слухи, распускаемые «Январкой». Точно то, что 11.08 директор завода А.Н.Ликутин и секретарь партбюро В.И.Головин в митинговой обстановке сдали состав боевой части (БЧ) первого из построенных БП — №22 его командиру л-ту В.Ф.Беликову, недавно закончившему Одесское артучилище. Экипаж в массе сформирован на добровольческой основе из работников завода. Комиссар БП старший инструктор политотдела, секретарь Котовского райкома ВКП(б) батальонный комиссар В.Р.Вышинский.
Первый из запланированных — БП №21 «Черноморец» — строился Одесским судоремонтным заводом №1, на котором после ухода многих рабочих на фронт осталось не более 200 чел. БП покинул завод не позднее 15.08. Командованию Отдельной Приморской армии передан 20.08. Командир БП ст.л-т И.А.Кирпин (ошибочное разночтение: Киприн), комиссар политрук Петр Агафонович Дудко. Из состава команды упоминаются: мл.л-т Г.Степанов, наводчик П.Гончаров (старый партизан), разведчик А.Тлустый.
29.08 с завода имени Январского восстания ушел БП №24 «За Родину» — третий, в порядке общего счета, четвертый из запланированных. Передача экипажу, естественно, в форме митинга. Бывший боец БП С.П.Дикий: «Мы отвечали на выступления рабочих и заверяли, что оправдаем доверие, будем наносить врагу сокрушительные удары. С этого времени у нас не порывалась связь с рабочими завода. Экипаж получал от них письма, полные благодарности за успешные боевые действия. Мы знали, что они напряженно работают и часто не выходят с завода по несколько суток. Все это поднимало нашу ответственность перед тружениками. Завод был для нас вторым штабом, перед которым мы отчитывались». Командование БП принял артиллерист ст.л-т Михаил Рафаилович Чечельницкий. Экипаж 150 чел набран из команды выздоравливающих моряков. Интересно сравнение по датам реляции Военного совета Одесского оборонительного района (ООР) от 05.09.41 командованию Черноморского флота (ЧФ) о выполнении указаний Ставки и Военного совета фронта от 26.08: «Вступил в строй третий бронепоезд…», т.е. БП еще на заводе, а по рапорту уже в строю.
Как структурировались одесские БП – БЧ и подвижной состав базы или только БЧ? По условиям боевого применения бронепоездов наиболее близкими к одесским являются условия блокадного Ленинграда – это когда тыл стационарен и БП опираются непосредственно на ремонтные возможности промышленных предприятий и базы снабжения города. То есть, когда состав подвижной базы скорее помеха на тыловой коммуникации, чем жизненная необходимостью. В этом контексте автор предполагает (а не утверждает), что одесские БП не имели подвижных баз.
Отметим — командирами БП назначены исключительно артиллерийские офицеры. Подавляющая часть экипажей — ополченцы.
Следует добавить, что для нужд баррикадной обороны в черте города, по инициативе инж.-к-на Матвеева, работника инженерного отделения Одесской Военно-морской базы (ОдВМБ), в трамвайном парке была оборудована блиндированная дрезина (обшивка листовой сталью, вооружение – 2 пулемета) для применения в уличных боях в качестве кочующей огневой точки.
По мере ввода в строй БП получали задачи по огневой поддержке полевых частей и брали под контроль ж.-д. участок вверенного сектора:
— овидиопольская ветка БП №24, затем №22 и временно №21;
— магистраль Одесса — Раздельная — БП №22, временно №21 и №24;
— магистраль Одесса – Вознесенск — основной участок БП №21.
Одновременно все 3 БП находились в действии с конца августа и сыграли важную роль в обороне города. Не отмечено случая, когда бы одновременно на одном участке работали сразу 3 БП, но в паре действовали неоднократно.
Западный сектор — первое появление БП на передовой произошло в этом секторе.
10.08 румыны начали штурм одесских укреплений по всему фронту и заставили советские части начать отход на передовой оборонительный рубеж.
13.08 Одесса была полностью блокирована с суши. Утром этого дня ООР располагал только БП №22, который находился в резерве штаба армии и дислоцировался в поселке Застава II. Его направили в оперативное подчинение штаба 95-й Молдавской сд. Первая боевая операция — атака скопления противника в р-не ст.Выгода. За этот бой к ордену Красного Знамени был представлен комиссар БП В.Р.Вышинский. Затем последовала атака частей противника вблизи 3-й путевой будки.
15.08 румыны перешли к нанесению ударов сосредоточенными силами на флангах – с Северо-Востока и Северо-Запада. В этот день Военный совет Приморской армии известил Главного политрука РККА и ВМФ: «Сделали два бронепоезда, один из них каждый день участвует в боях и делает большие дела…» Имелся в виду №22. Через несколько дней в дело пошел БП №21, так же направленный в Западный сектор в оперативное подчинение 95-й сд. 18.08 он совершил внезапный налет на ст.Карпово в тылу противника.
Член Военного совета ЧФ Н.М.Кулаков события этого дня описывает таким образом: «…утром 18-го в западном секторе, в центре оборонительного обвода, противник после сильной артиллерийской и авиационной подготовки предпринял самую крупную с начала боев на подступах к городу атаку танками и пехотой с явным расчетом на глубокий прорыв вдоль железнодорожной линии Раздельная – Одесса. Положение создалось опасное. Но оборонявшиеся здесь полки 95-й стрелковой дивизии генерал-майора В.Ф.Воробьева держались стойко. Им вовремя помогли штурмовкой вражеских войск с воздуха (штурмовиков под Одессой не было, однако их заменили истребители), выводом на линию бронепоезда, артогнем из соседних секторов. Только единичные танки, оторвавшиеся от своей пехоты, прорвались в глубину нашей обороны, и там их успешно уничтожили. Остановив врага, наши части переходили в контратаки и, в конечном счете, отбросили его на исходные позиции».
20.08, обладая 5-кратным превосходством в силах, неприятель возобновил штурм города. Особо сильный натиск пришелся на Восточный сектор. Однако и в Западном секторе в этот день сложилась чрезвычайно сложная обстановка. Штаб армии направил в помощь 95-й сд последний резерв – около сотни моряков батальона м-ра Воскобойникова и взвод танков. К ст.Дачная вышел БП №22. Силы были недостаточны. К полудню 21.08 противник овладел ст.Выгода. Начались бои на ближних подступах к Одессе. 22.08 БП №22 ворвался на ст.Карпово, открыл с двух бортов пулеметный огонь по пехоте, зацепил стоящий на запасном пути эшелон с 17 поврежденными танками и увел на завод имени Январского восстания (часть танков после ремонта вошла в строй). БП №21, в ходе боя у ст.Карпово прорвался далеко за линию боевого соприкосновения, за ст.Выгода, в район сосредоточения двух пехотные дивизии и 60 танков противника. Его внезапное появление в тылу совершенно деморализовало румын. Орудийным огнем БП подбил более 20 танков. 30.08 с раннего утра в течение нескольких часов румыны вели изнуряющий артобстрел позиций 95-й сд и в 11 час крупными силами перешли в наступление, стремясь с северо-запада, со стороны хутора Важного, прорваться к Дальнику. Положение на этом участке становилось все более напряженным. Оно улучшилось лишь во второй половине дня, после того как из Одессы прибыли дополнительные силы и вернулись БП №24 и №21.
В течение месяца войска ООР медленно отходили с боями и остановили продвижение противника на главном рубеже.
Южный сектор. 12.09 ожесточенные бои на левом фланге. Части 25-й Чапаевской сд и 2-й кд при поддержке береговых батарей, 265-го корпусного артполка, крейсера «Красный Кавказ» и БП №21 и №22, курсирующих на овидиопольской ветке, отражают атаки. В последующем эти БП отвели на другие направления, а сектор принял БП №24. В середине сентября для артиллерийского прикрытия перегруппировки сил Южного сектора ему в помощь на участок вернулся БП №21. Работая в паре, БП держали позиции противника под ураганным огнем, блокируя все попытки подняться в атаку. Во время подавления зенитных батарей, неприятельский снаряд попал под бронеплощадку БП №21, и она осела в образовавшуюся воронку. Неподвижный БП мгновенно попал под сосредоточенный орудийный и минометный огонь. Рембригады БП №21 не имел. Положение спасла путейская бригада Михайловского с БП №24. Под огнем она домкратом подняла бронеплощадку, заложила шпалами пролом, сменила рельс и БП №21 вышел из под обстрела.
После 29.08 участок Застава I — Сухой лиман — Татарка патрулировался БП №24. Задача — огневая поддержка 25-й сд и 2-й кд. Базировался на Заставе II, огонь вел с позиции 16-й ж.-д. батареи. Кроме этого, по данным своей разведки нередко работал, как говорил командир БП Чечельницкий, «на себя». Успех его действий обеспечивался тем, что неизменно перед выходом в рейд вперед высылали разведку и корректировщиков.
Вернемся вновь к противоречию «№23 или №24». Так по спискам боевого состава КА (http://tashv.nm.ru) на 01.09.41 в составе Отдельной Приморской армии БП вообще не значатся при том, что, напомню, л-т В.Ф.Беликов принял БП №22 еще 11.08.
Из донесения о боевом составе БП армии от 30.09.41:
«Бронепоезд №21 — 110 человек, 2 45-мм и 2 76-мм орудия, 12 станковых пулеметов…
Бронепоезд №22 — 118 человек, 4 45-мм орудия, 12 станковых и 1 ручной пулемет…
Бронепоезд №23 — 137 человек, 2 45-мм и 2 76-мм орудия, 8 станковых и 4 зенитных пулемета».
На 01.10 перечислены сразу Отдельные БП №21, №22, №23, №24. Причем состав БП №24 на 01.10.41: «104 человека, 39 обычных и 3 автоматических винтовки». Иными словами БП №24 явление виртуальное – это воинская часть без матчасти. Теперь все былины о действиях БП №24 следует относить на счет БП №23? Очевидность такова, что в пору предположить допущенную некогда исходную ошибку (редакционного или иного плана), которая затем разошлась по множеству публикаций.
***
К концу сентября положение войск Южного фронта резко ухудшилось. Группа армий «Юг» угрожала прорывом в Донбасс и Крым. 30.09 Ставка ВГК решила использовать войска ООР для усиления обороны Крыма и 01.10 ЧФ начал операцию по их эвакуации. Бронепоездам предстояло активными действиями имитировать намерения обороны сражаться до последнего.
Южный сектор. 02.10 в районе Ленинталя при поддержке артиллерии, штурмовой авиации и танков провели атаку. К концу дня противник смят и значительно потеснен в районе Дальника. 03.10 БП №21 ведет интенсивный обстрел пехоты и огневых точек. В районе хутора Дальницкий полностью уничтожен 3-й батальон 75-го румынского полка. В дневнике погибшего здесь румынского юнкера Михаила Олтяну, в частности, имелась следующая запись: «Сегодня утром появился бронепоезд противника и открыл бешеный огонь. Пули и снаряды сыпались градом. Потери у нас огромные».
04.10 БП №21 под командованием к-на Р.Д.Конгура по-прежнему активно поддерживает части Южного сектора, в то время как на ст.Застава II готовится к выходу на передовую БП №22.
Ночью 10.10 неприятельская пехота снова пытается переправиться через Сухой лиман, но рассеяна огнем БП №22.
12.10 в Южном секторе БП №24. Противник пытается потеснить части 2-й кд в районене Болгарских хуторов. 1-я береговая батарея к-на М.К.Куколева на прямой наводке отбивает атаки. В бой и тоже на прямую наводку вышел БП №24. Противник находился на расстоянии полукилометра, и его артиллерия вела интенсивный ответный огонь по БП. Прямым попаданием снаряда была пробита броневая обшивка бронеплощадки и выведен из строя весь расчет 76-мм орудия. От разрыва снаряда воспламенились ящики с боеприпасами, но их успели сбросить под откос. Последовало прямое попадание в тендер и потеря почти всего запаса воды. Лишь опыт ст.машиниста М.Я.Бочарова, 30 лет проработавшего на транспорте, позволил на минимальном количестве воды обеспечить боевое маневрирование. Расстреляв все боеприпасы, БП отошел к Заставе I. Дальше он двигаться не мог, на буксире был отведен на завод и поставлен под ремонт.
15.10 главные силы ООР начали планомерный отход с фронта. В частности отход частей 2-й кд прикрывал БП №24. Приказ о том огласили 15.10. Экипажу объявили, что отходить будет последним. В сумерках БП вышел на овидиопольскую ветку. По выполнению задачи БЧ БП уничтожили в р-не Застава III. Из воспоминании С.П.Дикого: «Мне и Мышкину было поручено взорвать бронепоезд. Пар в котле перекрыли и топки пополнили углем. По сторонам котла под броневым кожухом положили ящики с толом, а шнуры от них вывели за дверь паровоза. На бронеплощадке тоже лежали ящики с толом, на мешках – ящики с бутылками, наполненными горючей жидкостью.
Мы с Мышкиным зажгли шнуры. Отойдя на несколько шагов от паровоза, выстрелили из полуавтоматических винтовок по бутылкам, стоящим на барьере на дальней бронеплощадке. Вспыхнул огонь, зловеще осветив бронепоезд. Следующими выстрелами разбили бутылки ближайшей бронеплощадки. Здесь тоже вспыхнул огонь. Раздался взрыв…».
…И тихий скорбный шепот приспущенных знамен. В глубокой тишине, без труб, без барабанов Одессу оставляет последний батальон…
В 05:10 из порта вышел последний транспорт с войсками, в 05:30 на рейде снялся с якоря крейсер «Червона Украина», в 09:00 от пирса отошел последний сторожевой катер охраны водного района ОдВМБ.
Лишь около 12 часов дня 16.10 противник понял, что Одесса оставлена советскими войсками. Три часа доходило.
Из переписки по тылу Приморской Армии: «При эвакуации из Одессы приведено в негодность: бронепоездов действующих — 3, не действующих — 2». В докладе начальника ж.-д. службы штаба немецкой 11-й армии (ноябрь 1941) отмечался вообще захват только 2 БП — в 1,5 и в 1,3 км севернее Одессы, оба состава характеризовались как «уничтоженные и сгоревшие». Т.е. одесские БП были уничтожены самым ответственным образом.
***
Успех действий БП ООР объясняется следующими факторами:
1. Хорошо организованная разведка патрулируемого участка, непременное выдвижение вперед перед выходом в рейд разведки и корректировщиков.
2. Четко поставленная работа ремонтных путевых бригад. Ж.-д. полотно подвергалось интенсивному артобстрелу и бомбардировкам. Путейцы работали только ночью, но и тогда риск был огромный, т.к. противник постоянно освещал ж.д. осветительными ракетами и держал под контролем пулеметов и минометных батарей. Впереди ремонтной группы обязательно шел дозор, в тыловое охранение выставлялись пулеметчики. Но самым трудным было обеспечение непосредственного хода операции. Так один из БП пересек линию боевого соприкосновения, ворвался в расположение противника и, расстреляв почти весь боезапас, пошел назад, когда наблюдатель заметил развороченный рельс, о чем тремя короткими звонками известил КНП. Состав на экстренном торможении остановился в нескольких метрах от места повреждения полотна. Во время выполнения восстановительного ремонта группа из 4 чел потеряла под минометным огнем ранеными трех, однако работу закончила полностью.
3. Наличие мощной тыловой ремонтной базы, незамедлительно устраняющей повреждения матчасти. Дело осложняла нехватка многого необходимого, неизбежная в условиях блокады. К примеру, БП №21 три дня простоял в ремонте на заводе имени Январского восстания. Рабочие не прекращая работы ни днем, ни ночью форсировано закончили ремонт состава, но выйти на позиции БП не мог, т.к. не были заменены полностью изношенные орудия. Новые ранее были обещаны, но так и не доставлены – в базе резервных орудий не осталось, и снимать их уже было неоткуда. На запрос Севастополь обещал в ближайшие дни доставить орудия транспортом.
4. «Ты ж одессит Мишка, а это значит, что не страшны тебе не горе, не беда. Ведь ты моряк Мишка, моряк не плачет и не теряет бодрость духа никогда».
Через годы, в канун 40-летия Победы, заводы имени Январского восстания и Октябрьской революции «вернулись» к бронепоездной тематике и в рамках работ по созданию мемориала обороны Одессы изготовили макеты БП и подвижной трамвайной артиллерийской установки.
Название БП | Место постройки | Командир БП | Комиссар БП |
№21 «Черноморец»* | Судоремонтный завод №1 | И.А.Кирпин; к-на Р.Д.Конгур | политрук П.А.Дудко |
№22 | Завод имени Январского восстания | л-ту В.Ф.Беликов | Батальонный комиссар В.Р.Вышинский |
№23(?) не установ.вооружен. | Завод имени Октябрьской революции | ||
№24 «За Родину»* | Завод имени Январского восстания | ст.л-т М.Р.Чечельницкий** | |
№25(?) не достроен | Судоремонтный завод №1 | ||
* М.Коломиец отмечая, что эти личные названия одесских БП, в документах Отдельной Приморской армии не встречаются. **09.01.42 принял БП №10 «За Родину» из состава Азовской военной флотилией. |
Источники:
1. Балоцкий В. «Подвиг Одессы». Путеводитель. Одесса, из-во «Маяк», 1978, сс. 27, 54-56, 65;
2. «73 героических дня. Хроника обороны Одессы в 1941 году». Изд-ние 2-е, испр. и доп, сс. 51, 58, 64, 74, 93, 133, 155, 179, 252, 255, 260, 261, 268, 274;
3. Азаров И. «Осажденная Одесса». М, Воениздат, 1966, сс. 46, 72, 115 -120, 215, 216;
4. Крылов Н. «Не померкнет никогда». Изд. 2-е. М, Воениздат, 1984, сс. 31, 34, 40, 43, 51,55 – 59;
5. «История Великой Отечественной войны Советского Союза». Т.2, М, Воениздат, 1963, сс. 113 – 118;
6. «История Второй мировой войны 1939 – 1945». Т.4, М, Воениздат, 1975, сс. 86 – 87;
7. Ефимьев А.В, Манжосов А.Н, Сидоров П.Ф. «Бронепоезда в ВОВ 1941-1945». М, «Транспорт», 1992, сс. 40-44
8. Евстигнеев В.Н. «70 героических дней». М, «Наука», 1964, вкладка между сс.24 и 25, сс.28-33, 38-41, 68-71, 74, 89.
9. Коломиец М. «Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Часть 1» «Фронтовая иллюстрация» №7, 2007. Из-во «Стратегия КМ», сс.15-16.
10. Н.М.Кулаков «Доверено флоту». М, Воениздат, 1985, с.73.