А.Бадякин (Керчь)
Потомству в пример…

28 октября исполняется 70 лет со дня начала крупнейшей в Великой Отечественной войне Керченско-Эльтигенской десантной операции. Хотя ее нельзя назвать забытой страницей истории, в изучении до сих пор сохранились немалые пробелы. Так, например, в музее истории Эльтигенского десанта до сих пор нет полного списка потерь советского флота (кораблей, катеров и плавсредств) безвозвратно потерянных в период действий по высадке и обеспечению десанта на Керченский полуостров с 28 октября по 10 декабря 1943 г.
Среди почти 170 единиц флота, безвозвратно потерянных в результате боевых действий в проливе, немало пропавших без вести. Неизвестны до сих пор обстоятельства, место и время гибели целого ряда катеров и плавсредств, имеются только предположения.
Так, 28 октября, при выполнении боевого задания в районе Кучугур в сильный шторм «ДБ-42» был захлёстнут волной и, потеряв плавучесть, затонул. По другой информации, десантный бот 9 суток носило по Азовскому морю и 5 ноября выбросило на Арабатскую стрелку. Находившиеся на нём 3 члена экипажа были пленены румынами, но сам бот, насколько известно, ими не использовался.
Не ясны обстоятельства гибели утром 1 ноября «КМ-0188» в районе Тобечикского озера или Яныш-Такиля (пропали без вести все 7 человек экипажа, в том числе командир катера главный старшина М.С.Гаранин.) 4 ноября около 02-47 ч в районе м.Такиль погиб в бою с раумботами «ТКА-101» (пропали без вести все 7 моряков, в том числе командир катера старший лейтенант А.А.Макуха). В ночь на 4 ноября в районе Эльтигена пропал «ЗК-053» со всей командой 12 человек (в том числе командир 3-го ДСКА капитан-лейтенант Г.Д.Пупков и исполняющий должность командира катера мичман И.Н.Капитан). В ночь на 8 ноября пропал «ГК-057» в районе Эльтигена (пропали без вести все 17 человек, в т.ч. командир катера старший лейтенант В.С.Чапенко). 17 ноября после 02-15 пропал во время боя с БДБ в районе Эльтигена «АКА-76» со всей командой, в т.ч. командир катера лейтенант М.Г.Голлямов). 7 декабря после 07-20ч в районе Эльтигена погиб в бою с БДБ «РТЩ-105» со всем экипажем 6 человек (командир главный старшина М.К.Левченко) и, предположительно, до 80 человек эвакуируемыми с Эльтигена. Нет полной ясности по времени и обстоятельствам гибели в Камыш-Бурунской бухте в ночь на 26 ноября «ПВО-24» (пропали без вести 9 членов экипажа с командиром лейтенантом Н.Н.Карповичем и 11 десантников).
Автор, длительное время занимавшийся историей кораблей, судов и плавсредств, участвующих в боях за Керчь в 1941-1944 гг., предлагает материал об участии в боях за Керчь 1-го и 4-го отрядов катеров ПВО, в том числе катера «ПВО-24», установленного на подстаменте в Эльтигене…
В 1977 г., согласно годовому плану, суда Керченского отряда АСПТР обследовали ряд обозначенных на карте гидрорайона точек с затонувшими объектами. В марте месяце «Водолаз-22» под руководством капитана В.В.Фастовича получил задание обследовать точку № 60 затонувшего подводного препятствия. Обозначенное место находилось в районе Аршинцевского причала железо-рудного комбината, где грузились агломератовозы. Пришедший к месту работ с инженером по судоподъёму В.С.Ефимовым «Водолаз-22», опустил под воду водолаза В.М.Дербунова, сообщившего, что видимость под водой не более 1 метра. Более часа он с тралом обходил полигон, но не наткнулся на конструкции. Вторым пошёл под воду старшина водолазной станции В.И.Хмеливцев. Ступив на грунт, он сообщил, что грунт мягкий, илистый. Видит только галоши своих ног и на вытянутой руке щуп. Воткнув щуп в грунт и растянув трал, водолаз под натяжкой пошёл на поиск. Через какое-то время почувствовал зацеп. Подойдя к месту зацепа и обождав, когда осядет муть, увидел обросший мелкой ракушкой металлический борт высотой около метра. Глубина в этом месте составляла 5,1 м. Над объектом – 3,8 м. Длина корпуса несколько больше 13 м, ширина – 3 м, высота борта – 1,2 м. Закончив обмеры и закрепив несколько буйков, старшина передал все данные наверх инженеру, уточнив, что объект находится на ровном киле. Зайдя внутрь корпуса, он наткнулся на разрушенные металлические конструкции. В грудь водолазу упёрся длинный круглый ствол орудия. Пошарив рукой вокруг, обнаружил кассету с 37-мм снарядом, рядом – ящик с миномётными минами. Получив данные от водолаза, инженер Ефимов пришёл к выводу, что обнаружен десантный мотобот, не дошедший до уреза воды 120 м.
В октябре 1977 г. судоподъёмная экспедиция в составе «Водолаз-22» (капитан В.В.Фастович, старшина водолазной станции В.И.Хмеливцев, водолаз II-го класса В.В.Ткачёв, водолаз В.И.Дербунов, такелажники И.Т.Лозовой и Т.К. Мамхетов, инженер по судоподъёму В.С.Ефимов), мотозавозня «МЗ-147» (капитан Н.П.Парасуцков) и плавкран «СПК-1» (грузоподъёмностью 100 тонн) во главе со старшим инженером судоподъёма В.В.Шатуновым снова стали у точки № 60 по ранее выставленным буйкам. В течении нескольких дней были выполнены работы по уборке грунта из корпуса, заведена оснастка под корпус… И вот 30 октября плавкран медленно поднимает гак с уложенными на него стропами. Первой из воды показалась кормовая оконечность. С выходом из воды вес увеличивается до 50 тонн. Потоком бежит вода через разрушенную носовую оконечность. Положенный на палубу плавкрана катер представляет собой печальное зрелище. Кроме повреждений носовой части и разрезанного стропом правого борта, 37-мм автомат сорван с барбета и лежит вдоль корпуса, кормовой «Эрликон» тоже сорван с барбета. В корпусе остатки боезапаса. Все присутствующие сняли головные уборы и встали в тягостном молчании… С приходом плавкрана на угольный причал завода Войкова мотобот был выгружен на береговую отмостку. Сапёрами было извлечено более 800 единиц боезапаса калибром 37 и 45 мм, миномётные мины, подрывные патроны, гранаты и ящик винтовочных патронов. Весть о поднятии затонувшего мотобота (так его тогда называли) быстро облетела всю Керчь. Комсомольцы судостроительного завода «Залив» имени Б.Е.Бутомы приняли решение полностью восстановить корабль. Существенную помощь оказали ветераны завода, служившие в период Великой Отечественной войны на мотоботах, Н.И.Солдатов, И.Т.Рощенко, Н.Е.Данилов и Н.Ф.Новиков. Они были первыми консультантами, подсказывая, что и где стояло из оборудования, швартовного и якорного устройств на катере. На основании единственной «синьки» корпусного чертежа общего вида десантного бота, привезённого с Гороховецкого судостроительного завода, члены Совета молодых специалистов завода под руководством инженера-конструктора Г.Н.Иванова сами разработали чертежи недостающих деталей корпуса и устройств. Комсомольско-молодёжная бригада стапельного цеха № 14 Александра Каменева и учащиеся СПТУ № 11 очистили корпус катера и орудия от песка, ила и ржавчины, заменили проржавевшие и повреждённые листы корпуса, установили заново изготовленной насыщение. Маляры после работы и в выходные дни произвели окраску катера на южной стороне преддоковой площадки.
3 ноября 1978 г., в дни празднования 35-летия Эльтигенского десанта, восстановленный катер был перевезён с завода и установлен на пьедестал Славы на месте высадки десанта при большом стечении народа. С желанием, любовью и большим профессионализмом молодёжь возродила из небытия единственный сохранившийся экземпляр катера этого проекта.
Занимаясь всю сознательную жизнь историей отечественного флота, автор стал изучать историю создания десантных ботов, их участие в боях за Новороссийск и Керчь. Оказалось, что в Керчи проживают десятки бывших мотоботчиков и членов их семей. Осенью 1985 г., когда школьники средней школы № 19 Керчи под руководством учительницы Светланы Бурмакиной решили собрать материалы о боевом пути дивизиона десантных плавсредств КВМБ и отрядов катеров ПВО и открыть в школе комнату боевой славы мотоботчиков, они располагали лишь повестью В.П.Алексеева «Друзья мои, мотоботчики», несколькими книгами по истории Великой Отечественной войны и воспоминаниями мотоботчиков- керчан.
Встречи с ними, переписка с их друзьями, и отозвались десятки ветеранов дивизиона. Ейчанин А.Е.Блинков — единственный из оставшихся в живых с погибшего на мине «ПВО-15», ответили из Брянской области П.Т.Потоцкий, феодосиец М.В.Фёдоров, ленинградец А.В.Гончаров, из Мордовии отозвался моторист И.В.Царёв, из Бугульмы – моторист Ф.Г.Гимазутдинов, из Хабаровска – моторист Д.С.Коляда и многие другие ветераны. Найденный через общество ДОСААФ киевлянин командир катера «ПВО-20» О.Н.Лопатенко прислал адреса бывших командиров ПВО.
В поиск включились десятки людей. Помогала сотрудник Керченского историко-археологического музея Н.К.Шепель, председатель Совета ветеранов выпуска 1943 г. Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе В.В.Максимов, сотрудники Морской библиотеки (Севастополь), многие родственники мотоботчиков.
На первую встречу 11 апреля 1986 г. в актовом зале школы № 19 были приглашены 9 ветеранов дивизиона десантных плавсредств КВМБ и отрядов катеров ПВО. Ещё более памятная встреча мотоботчиков состоялась 8-11 мая этого же года при открытии комнаты боевой славы мотоботчиков в школе № 19.
С нетерпением ждали более 50 приглашенных корабелы судостроительного завода «Залив» имени Б.Е.Бутомы, где отдел кадров завода стал негласным «штабом» встречи. «…Стоя, корабелы встречали вошедших ветеранов войны заводчан и мотоботчиков, героев Малой дивизии и Огненной земли… С приветствием от коллектива поздравил ветеранов секретарь парткома Е.К.Жуков.
После краткой истории боевого пути дивизиона десантных плавсредств и отрядов катеров ПВО от ветеранов-мотоботчиков выступил бывший старшина десантного бота ростовчанин А.Я.Ефименко. Говорил ясно, убеждённо о героизме боевых друзей, трудовых победах керченских корабелов, о советской молодёжи. Зачитали обращение бакинца Б.П.Борщёва, где он предложил, в память о походах к Малой земле, огненному берегу Эльтигена, в честь умершего 11.10.1985 года Героя Советского Союза старшины ДБ А.Д.Емельяненко, в целях патриотического воспитания моложёжи ходатайствовать о присвоении одной из улиц города Керчи имени А.Д.Емельяненко. «…Живём мы, погибшие, умершие мотоботчики в памяти народной…!». С вооодушевлением это предложение поддержали ветераны войны, работники завода и учащиеся школы № 19…
А в вестибюле заводоуправления была развёрнута фотовыставка, посвящённая боевому пути мотоботчиков…
На следующий день были цветы у мемориала героям Эльтигенского десанта, потеплевшая от майского солнца сталь катера ПВО на подстаменте. Памятники и обелиски в посёлке Маяк, в Жуковке, у крепости Еникале, в Керченском порту. Там, где в пламени и славе мотоботчики теряли боевых друзей… «…Годы не властны над подвигом, который совершили моряки десантных катеров и мотоботов…», писал бывший командир катера «ПВО-17» капитан 1-го ранга П.Г.Зинченко…
Прошло 10 лет… Всё меньше и меньше мотоботчиков приходили на встречи в школу № 19. А затем потихоньку и комнату боевой славы прикрыли. По решению родительского комитета открыли там спортивный зал…
Годы уходят… Теперь о боевой славе мотоботчиков можно узнать в музее Эльтигенского десанта… И недалеко на постаменте катер «ПВО-24», как бы выброшенный на бетон на легендарной земле Эльтигена. Памятник продолжают поддерживать в хорошем состоянии корабелы ПАО «Судостроительный завод «Залив». На мемориальной доске памятника написано, что это «…десантный мотобот, восстановленный молодёжью судостроительного завода «Залив» в 1978 году…».
Автор неоднократно бывал в Эльтигене и каждый раз задавался вопросом: что это за корабль? Кто на нём служил и навсегда остался в свинцовой зимней воде Керченского пролива?
В 1988 г., после выхода справочника С.С.Бережного «Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945» стало известно количество построенных десантных катеров проекта № 165, их модификаций и краткая «биография». А в последующем, при работе автора в отделе Центрального военно-морского архива в Москве, с помощью того же С.С.Бережного, были выяснены обстоятельства гибели катеров I-го и IV-го отрядов катеров ПВО в боях за Керчь.
По всем погибшим катерам ПВО в боях за Керчь было известно примерно место, дата и обстоятельства гибели, за исключением «ПВО-24», по которому имеются записи: «26.11.1943 года, при следовании в составе отряда с подкреплениями и грузами для высаженного десанта к мысу Эльтиген, вступил в артиллерийский бой с группой БДБ противника и в базу не вернулся». Это и позволило автору в 1997 г. при публикации статьи «Боевой путь 1-го и 4-го отрядов катеров ПВО КВМБ) в харьковском журнале указать, что стоящий на постаменте в Эльтигене катер – есть «ПВО-24».
Теперь, после выхода самой подробной книги по КЭДО А.Я.Кузнецова «Большой десант» (издательство «Вече», г.Москва, 2011) можно со 100% уверенностью утверждать, что это именно «ПВО-24», погибший в бою с БДБ в Камыш-Бурунской бухте со всем экипажем и десантниками в ночь на 26 ноября 1943 г. После сдачи летом 1942 г. первых десантных ботов проекта 165 в десантном варианте, строившихся на Гороховецком судостроительном заводе № 343 на р.Клязьма во Владимирской области, следующие 20 катеров были предназначены (проект 306) для нужд противовоздушной обороны на Средней Волге.

Катер, спроектированный ЦКБ-51 имел следующие тактико-технические данные:
водоизмещение 15,55 т., длина между транцами 13,6 м., ширина 3,4 м., осадка 0,6 м., высота борта у миделя 1,1 м., высота борта в районе полубака 1,4 м., скорость по спокойной воде до 8,5 узла, экипаж 13 чел, радиус действия до 150 миль, удаление от берега до 20 миль, бронирование откидных щитков и рубки 10 мм. На катерах были установлены по 2 автомобильных мотора с ЗИС-5 по 87 л.с.
По проекту катер ПВО можно было вооружать зенитными установками в 3-х вариантах: 2 х 37мм типа «70-к» с установкой на 15 и 32 шп.; 1 х 37мм типа «70-к» с установкой на 15 шп и ДШК на 32 шп.; 1 х 37мм типа «70-к» с установкой на 15 шп. и 1 х 20 «Эрликон» на 32 шп.; 1 х 85мм с установкой на 15 шп. и ДШК или Кольт на 32 п.
В отличие от десантных ботов пр.165, на катере ПВО было применено кормовое управление из бронированной рубки, установленной на 27-28 шп., с рулевым управлением ручным штурвалом через штуртрос и калитки к румпелю с левого борта.
Корпуса катеров собирались с набором поперечной системы. В связи с большими затруднениями в поставке металла, корпуса катеров строились из имеемой на заводе узкополосной листовой стали толщиной 4÷5 мм шириной до 400 мм. Немало труда вложил в изготовление корпусов конструктор по корпусу М.В.Устинов. В отличие от ДБ пр.165 на 15 шп. и на 32 шп. были установлены подкрепления под 37 мм автомат и 12,7 мм ДШК (на приподнятой над кормовой палубой площадке). Четырьмя непроницаемыми переборками корпус разделился на 5 отсеков. В форпике (0÷7 шп.) корпус был подкреплён подпалубным, бортовым и носовым набором из уголка 50х50. Днищевая часть корпуса была с поперечным набором через две шпации (800 мм) и продольными бортовыми стрингерами высотой 250 мм от 0 до 22 шп. С 22 по 36 шп. стрингера менялись по высоте, согласно обводам НО. Поэтому катер имел с 7 до 28 шп. настил II дна. В МО (22÷27 шп.) на настиле II дна крепились 2 двигателя, у переборки 22 шп. имелись побортно кингстоны и фильтры забортной воды, на продольной переборке ЛБ находился трюмный насос «Гардо» и маслобак, на переборке 22 шп. крепились у ДП два огнетушителя «Богатырь».
Для прохода с носа в корму вдоль бортов шла палуба шириной 250 мм от 10 до 28 шпангоута, подкреплённая побортно 7 кницами к комингсу высотой 300 мм. Катер имел 2 – 3-х лопастных винта диаметром 380 мм и 2 пера руля. Гребные валы с винтами крепились двумя кронштейнами, приваренными к втулке и корпусу сверху и снизу.
20 катеров ПВО постройки 1943 г. были вооружены зенитным автоматом 70-к и 12,7 мм пулемётом ДШК. В связи с постановлением Государственного Комитета Обороны от 9 мая 1943 г. по безусловному выполнению плана перевозок нефти по Волге и охране её фарватеров 20 лейтенантов-выпускников ВВМУ им.М.В.Фрунзе были задержаны с распределением и переадресованы в состав ВВФ и уже в июне они приняли в Саратове катера ПВО. Экипажи были укомплектованы как за счёт моряков ВВФ, так и ТОФ.
По окончании постройки и вооружения 24 июня 1943 г. приказом командующего ВВФ 10 катеров были включены в состав 3-го ДКАТЩ 3-й БТР ВВФ с присвоением им наименований от «ПВО-10» до «ПВО-19». Этим же приказом 8 катеров были включены в состав 7-го ДКАТЩ 2-й БТР ВВФ с присвоением наименований от «ПВО-20» до «ПВО-27». Два катера (заводские № 372 и № 375) ещё 20 мая, после утверждения приёмных актов и включении в состав ВМФ, были включены в состав плавсредств тыла 2-й БТР в качестве ПЗБ с присвоением наименований «ПЗБ № 1221» и «ПЗБ № 1222». 24 июня оба катера были переведены в состав 7-го ДКАТЩ 2-й БТР с переименованием в «ПВО-28» и «ПВО-29» соответственно.
16 августа 1943 г. «ПВО-10» ÷ «ПВО-19» были переведены в состав 1-й БТР ВВФ и базировались в городе Чёрный Яр. Остальные 10 катеров базировались в Солёном затоне села Николаевка близ города Камышин.
Учились и воевали одновременно. Уже в июне отряд капитан-лейтенента Морева принял участие в отражении массированного налёта немецкой авиации на город Камышин и за успешные боевые действия несколько мотоботчиков были награждены медалью «За боевые заслуги». Отражение налётов немецкой авиации, проводка судов в конвоях по плёсам Волги… Тогда же катерники понесли первые потери в личном составе.
Уже к концу июля полёты вражеской авиации над Волгой прекратились и 4 августа командующий ВВФ приказал, с наступлением сумерек, включать все огни навигационного ограждения Волги. С упразднением оперативной группы ПВО Волжской коммуникации отпала и необходимость пребывания на Волге катеров ПВО.
Приказом НК ВМФ от 14.9.1943 г. объявлено о формировании Днепровской военной флотилии, в т.ч. вошли в состав 1-го отряда ПВО «ПВО-20» ÷ «ПВО-29».
30.9.1943 г. начальник Главного морского штаба предложил командующему ВВФ перевооружить 10 катеров ПВО с «ПВО-20» по «ПВО-29», установив на каждом, взамен пулемётов ДШК, по одной автоматической пушке «Эрликон» и отправить эти катера на ДВФ во втором эшелоне. Катера перевели в Сарепту, где на судостроительной верфи 10 катеров 1-го отряда перевооружили, установив вместо кормового ДШК 20-мм «Эрликоны».
Несколькими эшелонами двинулись на запад мотоботчики ПВО. Уже в пути поступил приказ от 21 октября о переподчинении катеров ПВО Черноморскому флоту. Теперь двинулись на Кавказ. Эшелоны шли быстрее. Готовилась Керченско-Эльтигенская десантная операция, бои шли уже непосредственно в Керченском проливе.
В начале ноября в порту Туапсе первые катера плавкраном спустили на воду и они незамедлительно 8 ноября вышли к театру боевых действий. Кратковременно заходили в Геленджик и Анапу и в ночь с 9 на 10 ноября «ПВО-13, 14, 15, 16 и 19» стали на якоря на рейде Кротково. Именно здесь мотоботчики ПВО покрыли себя неувядаемой славой и десятки их остались в свинцовой воде Керченского пролива.
В ночь на 11 ноября 5 катеров ПВО совершили свой первый выход по обеспечению Эльтигенского десанта пополнением, продовольствием и боезапасом, и успешно. В ночь на 13 ноября в Кротково прибыли ещё 5 катеров ПВО («ПВО-10, 11, 12, 17, 18»). Все они требовали ремонта. Ещё 10 катеров были на переходе из Туапсе.
В осеннем проливе мотоботчики столкнулись с целым рядом проблем и, в первую очередь, с недостаточными мореходными качествами катеров, предназначенных для действия на речных театрах. 13 ноября, при доставке грузов на косу Чушка, штормом был выброшен на берег «ПВО-15». У Тузлы сели на мель «ПВО-16» и «ПВО-19». Только благодаря усилиям мотоботчиков через несколько дней катера были стянуты с мелей и отремонтированы в Сенной.
При ветре 7 баллов сорвало с якоря «ПВО-23» и стало уносить в море. Экипаж катера под командованием лейтенанта А.И.Кремнёва всеми средствами боролся за живучесть своего корабля. Волной сорвало задрайку рубки, вода устремилась в моторное отделение. Моторист Дмитрий Коляда, заслонив спиной отверстие, несколько часов принимал на себя тяжёлые удары волн. Комендор Борис Попов, мокрый с головы до ног, держась за кнехт, сидел на баке и вёл наблюдение, пока катер не вернулся к причалу в Кротково. В тот же день на рейде Кротково накатом волн был выброшен на берег «ПВО-13», где сильно повреждён прибоем.
15 ноября в районе косы Тузла попал в шторм и был выброшен в районе Комсомольска на берег «ПВО-26», где и был разбит прибоем. Случаи боёв в проливе на предельно малых дистанциях вызвали к жизни идею абордажного боя. 12 ноября адмирал Владимирский направил начальнику НВМБ боевое распоряжение на соответствующую операцию. Согласно этому документу, на всех находившихся в строю боевых катерах размещались штурмовые группы. Для них выделялось 250 лучших бойцов 393-го БМП и 18 бойцов разведотдела штаба флота. Операция планировалась в ночь с 13 на 14 ноября, но из-за шторма состоялась двумя сутками позже.
Согласно специальному боевому наставлению штаба третьей группы высадки, ударная группа (БКА, ТКА и АКА), следуя в центре, завязывала бой с БДБ перед плацдармом и оттесняла их в сторону северной или южной (по обстоятельствам) групп, состоящих из ботов ПВО с одним «охотником» в роли лидера каждая. Боты по сигналу «Сюркуф!» (!) должны были взять баржи на абордаж.
Из шедших с юга 10 катеров ПВО 1-го отряда, два остались в Геленджике из-за штормовых повреждений, остальные вечером 15 ноября прибыли в Кротково, в том числе 4 из них нуждались в ремонте. Всего для участия в операции оставалось 10 ботов ПВО.
В ночь на 16 ноября в 23-55 ч вслед за ударной группой вышли из Кротково северная и южная группы в следующем составе:
— северная фланговая группа (старший лейтенант Ф.И.Усатенко) «СКА-03», «ПВО-10»,
«ПВО-14», «ПВО-18», «ПВО-24», «ПВО-25» и «КАТЩ-5385»;
— южная фланговая группа (капитан 3-го ранга Г.Н.Гнатенко) «СКА-01», «ПВО-12», «ПВО-17», «ПВО-27», «ПВО-29», «КАТЩ-081».
Развёртывание групп происходило медленно. В реальности сложилось ещё хуже, так как вместо БДБ пришлось сражаться с более маневренными и быстроходными раумботами. Вскоре «ПВО-14» вышел из строя и остался на месте на якоре. После боя он был приведён в Кротково.
В 00-45 ч в районе плацдарма началась серия коротких боёв немецкой «боевой группы» из 4-х раумботов с нашей ударной группой. В отдельных случаях доходило до того, что морские пехотинцы с ботов открывали огонь из противотанковых ружей.
В 02-04ч «R 207» получил попадание снаряда ниже ватерлинии, угрожающее раумботу гибелью и немцы отошли с поля боя. У нас пострадали «БКА-71», «БКА-304», «БКА-306» и «СКА-01». Всего группы катеров ПВО израсходовали за ночь снарядов 37 мм – 252, 20 мм – 395, 272 патрона ПТР… Штаб и командиры групп рассматривали операцию как провальную. В выводах по итогам операции, в том числе было отмечено, что экипажи катеров ПВО, только что прибывшие и не знакомые с обстановкой, действовали нерешительно. Как показали последующие события, эта нерешительность быстро прошла…
17 ноября в 04-15ч наши отряды вышли из Кротково к Эльтигену. Усатенко на «КАТЩ-081» вёл на буксире груженные боезапасом «ПВО-10», «ПВО-17», «ПВО-18» и мотобаркас № 35, а Гнатенко на «СКА-01» буксировал «боевые» боты «ПВО-11», «ПВО-23», «ПВО-24», «ПВО-25» и «ПВО-27». В проливе стоял густой туман, в котором в 05-10ч отряды наткнулись на группу из 3-х БДБ. Дистанция в момент встречи была всего 2-3 кабельтовых. По предложению боцмана «ПВО-27», три катера ПВО, сделав поворот «все вдруг», в несколько минут автоматическими очередями шести орудий вдребезги разнесли надстройки ближайшей «F 535» и при свете пожара немцы отвалили в сторону.
«ПВО-10» и «ПВО-18» благополучно достигли плацдарма, а «ПВО-17» из-за аварии потерял ход. Оторвался от своего отряда «ПВО-24» с командиром отряда ботов ПВО лейтенантом В.В.Подупейко. Он натолкнулся на стоявший без хода «ПВО-17» и прибуксировал его к Эльтигену.
Благополучно достигнув Эльтигена, высадив 52 десантника и выгрузив 11 тонн боезапаса и продовольствия, мотоботы приняли на борт 62 раненых бойца и 60 человек из управления 117-й СД и вышли на рейд. В тумане отряды друг друга не нашли и Подупейко повёл боты в Кротково самостоятельно. Сам он на «ПВО-24» пошёл головным, а «ПВО-10» лейтенанта В.А.Бассалаева поставил последним, чтобы уменьшить вероятность подрыва на минах катера с командиром 117-й СД на борту. В пути отряд Подупейко становился на якорь, пережидая особо плотный туман. Боты постепенно сносило к югу и к таманскому берегу и они вышли южнее мыса Панагия, имея на всех катерах компасы не в порядке. Подупейко отвернул в море, чтобы обойти камни у мыса. В результате вмешательства в управление катером генерал-майора Л.В.Косоногова, «ПВО-10» вырвался вперёд и вправо и пошёл вправо, прямо к камням в районе мыса, не отвечая на семафоры. В 14-20ч катер подорвался на мине. Погибли 20 человек управления 117-й СД и 9 членов экипажа «ПВО-10». В числе погибших был и герой «Малой Земли» Л.В.Косоногов. Остальные катера Подупейко благополучно довёл до Кротково. В 18-10ч 17 ноября Усатенко повёл груженные боеприпасами «ПВО-12», «ПВО-23», «ПВО-24», «ПВО-25» с мотобаркасом № 35 в окружении «СКА-01» и «ПВО-29». Переход обеспечивал отряд из 2-х ТКА и одного АКА.
В густом тумане БДБ и шнельботы обнаружили подход наших катеров, но сразу же потеряли их в тумане. «ПВО-23», «ПВО-24» и «ПВО-25» прошли к Эльтигену, высадили 21 десантника, выгрузили 4,5 тонны боеприпасов, взяли 27 раненых и 82 командированных и благополучно вернулись в Кротково. «ПВО-12» отстал, не нашёл место высадки и вернулся неразгруженным. Мотобаркас № 35 после встречи с «F 333», потеряв ориентировку, причалил в районе прожектора немецкой батареи 2/613 южнее Эльтигена и высадившиеся на берег 15 человек погибли в бою с румынским подразделением. Сам катер, видимо, добит огнём с берега.
После штормов 17-19 ноября 20 ноября в 19-30ч из Кротково к Эльтигену вышел отряд старшего лейтенанта К.И.Бутвина «БКА-321», «ПВО-12», «ПВО-20», «ПВО-24», «ПВО-29» с грузами в охранении «ПВО-25» и «КАТЩ-081». Боты шли на буксире КАТЩ, в охранение вступили и 2 ТКА. «ПВО-12» и «ПВО-24» сумели пройти мимо БДБ и доставили на плацдарм 12 человек и 2,3 тонны продовольствия. Взяв на борт 19 раненых, катера благополучно вернулись в Кротково. «ПВО-20» потерял ориентировку и вернулся неразгруженным. «ПВО-29» лейтенанта Ивана Калинина к плацдарму подходил третьим. Немцы на БДБ ждали подхода катеров на дистанцию 5 кабельтов и затем открыли огонь. Два катера прошли через завесу огня и устремились к плацдарму. Калинин повернул в сторону БДБ, давая уйти остальным катерам. И в этот момент на «двадцать девятом» заклинило управление. Немецкие артиллеристы расстреливали катер в упор, расчётливо и методично. Командир катера сам бросился искать причину неисправности.
Оказывается, снаряд разорвал на части старшину 1-й статьи Ивана Подгорского и заклинило штуртрос и ролики. В темноте, чувствуя на руках ещё тёплую кровь, Калинин приводил в порядок управление катером. Катер имел уже десятки пробоин, а осколки продолжали решетить всё живое. Вот молча упал комендор сибиряк Григорий Ерёмин, затем моторист Алексей Ковалёв и комендор старший краснофлотец Григорий Обуховский. Скоро из 6 человек расчёта автомата «70-к» остались комендор Егармин и весь изрешеченный осколками заряжающий Иванов. После очередного разрыва с трудом встал моторист Иван Бурдаков. На кормовом банкете, рядом с командиром, сложился пополам и рухнул в трюм комендор «Эрликона» Борис Засятко с перебитыми в верхней части обеими ногами. Сам Калинин, уже имеющий несколько ранений, стоял на левой ноге, облокотясь на рулевую рубку, и управлял катером левой рукой.
Вода хлестала через пробоины, но катер медленно шёл от берега. По-прежнему, изредка стреляла по ватерлинии ближайшей БДБ пушка Егармина. Хлёсткими очередями сметал с палубы всё живое из «Эрликона» комендор Иван Алешко, боролись за живучесть корабля боцман главстаршина Заостровцев и краснофлотец Игоршин. Когда дистанция до ближайшей БДБ сократилась до 40 м., немцы прекратили огонь и легли на палубу.
Калинин, в полубессознательном от боли, потери крови и усталости сознании, положил руль резко влево, зашёл за корму БДБ и в темноте вошёл на минное поле.
Под утро разбитый, обгоревший «ПВО-29» был встречен «ПВО-25» лейтенанта Н.А.Филона во главе с отрядным артиллеристом Владимиром Синенко. Привёл катер в Кротково единственный оставшийся в строю боцман Заостровцев. Из мужественной команды катера 4 чел. погибли и 7 были ранены. Катер поставили в ремонт в Сенной, а всех уцелевших моряков отправили в госпиталь в Тамань, где в этот же день умер тяжело раненый наводчик Александр Дорохов.
21 ноября «ПВО-12» и «ПВО-25» срочно загрузили продовольствием и в пять утра они вместе с неразгруженным «ПВО-20» и «БКА-301» опять вышли к Эльтигену под командованием Бутвина. Боты снова шли на буксире «КАТЩ-081». Расчёт был на то, что перед рассветом немецкие БДБ уйдут на базу в Камыш-Бурун.
В 06-46 ч немецкие шнельботы начали бой с нашим отрядом. Тем не менее, все три бота сумели подойти к месту высадки и разгрузиться. На плацдарм удалось доставить 3,4 тонны продовольствия и 15 человек…
Немецкие катера, оттеснив бронекатер, подошли к берегу и обстреляли боты ПВО. «ПВО-12» лейтенанта Алексея Митина, получив повреждения, выбросился на берег. От прямого попадания снаряда в левый борт получивший пробоину 50х80 см при отходе от берега «ПВО-20» лейтенанта Олега Лопатенко выбросило на берег. Часть личного состава обоих катеров погибла или получила ранения, в том числе тяжело был ранен командир отряда ботов ПВО лейтенант В.В.Подупейко. Забрав с берега оставшийся экипаж «ПВО-12» и «ПВО-20», повреждённый «ПВО-25» дошёл до Кротково.
В этот же день в районе косы Тузла накатом волн был выброшен на берег «ПВО-22», где сильно повреждён и разбит прибоем. «ПВО-12» к утру 22 ноября был отремонтирован, но днём разбит артиллерией. Погиб и командир катера лейтенант А.И.Митин.
Отряд Бутвина вышел из Кротково в 17-00ч 23 ноября. Впереди шёл «БКА-306», за ним «КАТЩ-5385» с «ПВО-21», «ПВО-27» и «ПВО-28» на буксире. Из Тамани к ним присоединились «ПВО-26» и «ДБ-20». Находившиеся перед плацдармом 6 немецких БДБ ничего не заметили и наши катера благополучно разгрузились. Всего было доставлено 10,6 тонны боеприпасов, 0,1 тонна медикаментов и 44 человека. Приняв раненых, катера в 19-55ч начали отход. На этот раз БДБ отрезали пути отхода. Благодаря самоотверженным атакам Бутвина на «БКА-306» противника, почти все боты прорвались на восток.
При отходе от плацдарма «ПВО-27» лейтенанта Ивана Осипова, потерявший время при разгрузке продовольствия, столкнулся с двумя БДБ. Очередями бил по ближайшей БДБ из 37-мм автомата москвич Маликов. Наводчики Аманадзе и Фёдор Савченко едва успевали управлять орудием при резко меняющемся расстоянии на раскачивающемся от взрывов катере. Взрыв за кормой разворотил бензоцистерну и замертво уложил комендора «Эрликона» Окунева. Рядом упал раненый комендор Гончаров. Осипов повернул снова к Эльтигену, надеясь под защитой темнеющего берега пройти в сторону минных полей и оторваться от БДБ, но следующий попавший в катер снаряд пробил оба борта и тут же разорвался в воде. Взрывной волной ударило о борт наводчика Савченко. Веером осколков излохматило весь борт. Опустился на пушку раненый в живот комендор Маликов. Катер замедлил ход, вода захлёстывала через развороченный борт. Моторист Сапега уже не мог справиться с фыркающим мотором. Где-то в миле от Эльтигена катер резко накренился и исчез в глубине пролива. Истошно закричали раненые, отброшенные потоком кильватерной струи прошедшей БДБ…
Выплыли из экипажа «двадцать седьмого» лейтенант Иван Осипов и наводчик Фёдор Савченко. Прошли весь ад Эльтигенской эпопеи и встретились 7 декабря при отражении атаки немецких пехотинцев на Митридате…
«ПВО-28» лейтенанта Льва Левенко при возвращении с Эльтигена с 43 ранеными на борту в полутора – двух милях от плацдарма встретился с БДБ и оказался во вражеском кольце. На катер, оказавшийся между двумя БДБ, враг обрушил всю силу своего огня. Были ранены краснофлотцы Богато, Соловьёв и рулевой Жиляков. Расстояние между получившим 2 попадания снарядов катером и ближайшей баржей «F594» резко сокращалось, командир приказал подготовить потерявший управление катер к взрыву. Когда до БДБ осталось несколько десятков метров, катер оказался в «мёртвом» пространстве. На глазах в борту вражеского корабля рвались снаряды катера, выворачивая листы наружной обшивки и обнажая внутренние помещения…
Мотобот с ходу врезался в кормовую часть БДБ. Развёрнутое на борт орудие «70-к» продолжало стрелять до упора, уткнулось стволом в борт и согнулось. Катер содрогнулся от удара, вышли из строя моторы. В пробоины поступала вода. Двое краснофлотцев бросили на палубу БДБ приготовленные связки гранат. Ухнули сильные взрывы. Пока на БДБ раздавались крики раненых, резкие, команды немецких офицеров, поднимавших упавших на палубу и прекративших стрельбу членов экипажа, экипаж мотобота боролся за живучесть катера. Гасил огонь раненый в глаз комсорг корабля Николаев. Моторист Иван Селиверстов, погасив пламя в моторном отсеке, регулировал замолкшие моторы. БДБ медленно отходила… Катер по инерции прошёл вдоль её борта и скрылся в темноте.
Командир «F594» заявил, что его баржа сама таранила и потопила «сторожевой катер».
Последним снарядом с другой БДБ силой взрыва Льва Левенко с кормы катера выбросило за борт и его подобрал подошедший на помощь «ПВО-21» лейтенанта Владимира Цилюрика. Вошедший в строй один мотор вскоре вышел из строя и бот снова потерял ход, но его взял на буксир «ТКА-114» и повреждённый катер довёл до Тамани комсомолец Селивёрстов…
Несколько дней была штормовая погода и за это время было отремонтировано несколько катеров. 25 ноября погода улучшилась. Около 20-30 ч из Кротково к Эльтигену вышел отряд под командованием командира 2-го отряда катеров ПВО капитан-лейтенанта Л.А.Федоровского в составе «КАТЩ-081», «ПВО-11», «ПВО-13», «ПВО-26», «ПВО-24», «ДБ-12» и «ДБ-20». Команда «ПВО-17» была использована на пополнение других катеров, сам катер остался в базе.
Выход получился трагичный и нелепый. Федоровский, видимо, перепутал створы и пошёл не по красному, ведущему к Эльтигену, а по зелёному, который был зажжён для обеспечения минной постановки и вёл к Камыш-Бурунской косе. По донесениям участников, катера взяли севернее этого огня. С какого-то момента огни створов не стали видны и, скорее всего, отряд пошёл на белый створ, обозначающий северную оконечность Камыш-Бурунской косы.
Федоровский, считая, что находится перед плацдармом, приказал начать движение к берегу. Боты выстроились в следующем порядке: «ДБ-20», «ПВО-11», «ПВО-26», «ПВО-13», «ДБ-12» и «ПВО-24». Сам командир остался их ждать на «КАТЩ-081». Вскоре, на «ПВО-24» лейтенанта Н.Н.Карповича вышел из строя один мотор и он отстал. Примерно через полчаса 5 ботов подошли к берегу, но, вместо ожидаемого эльтигенского пляжа, перед ними оказался крутой обрывистый берег. Катера около часа ходили вдоль берега, безуспешно пытаясь найти место высадки. И только когда в свете прожектора команды ботов увидели на берегу 2-х этажные здания, моряки узнали Камыш-Бурун…
В 00-25 ч отряд обнаружил восточнее себя 2 БДБ. Прорываясь из Камыш-Бурунской бухты, командиры ботов «ПВО-26» и «ПВО-11» решили связать боем БДБ и отвлечь их от ДБ. На «ПВО-13» к этому времени остался в строю один мотор, поэтому он был мало боеспособен. БДБ открыли огонь с 300 метров, вскоре дистанция сократилась, практически до нуля. В какой-то момент «F135» пыталась неудачно протаранить один из ДБ. Видимо, в это время моряки или десантники забросали БДБ связками гранат. Командир группы БДБ Дитмар был убит на месте, командир БДБ и ещё 1 человек получили тяжёлые ранения, 1 человек – лёгкое ранение. «F135» так же была повреждена огнём зенитных автоматов и ушла в Камыш-Бурун.
Выйдя из западни, тяжёлые повреждения имели все три бота ПВО, зато ДБ не пострадали. Боты не смогли найти «КАТЩ-081» и пошли на белый огонь в районе Комсомольска. «ПВО-26» на буксире «ДБ-20» дошёл до Комсомольска и полузатонул. А, имевшие тяжёлые повреждения корпусов «ПВО-11» и «ПВО-13» лейтенанта М.М.Пустовалова выбросились на берег у мыса Тузла. Чтобы дойти до берега, команде «ПВО-11» пришлось выбросить за борт ящики с боеприпасами.
В 07-35 ч «ТКА-114» вновь вышел на поиски «ПВО-11» и «ПВО-13». В 08-18ч он был атакован парой Ме-109, взорвался и затонул. В ходе этой неудачной операции потери катеров составили погибшими около 25 человек и около 20 человек были ранены. «ПВО-24» считался не вернувшимся в базу. Кроме 9 человек экипажа на нём погибли 11 десантников…По немецким документам в 23-50 ч БДБ северо-восточнее Камыш-Бурунской косы потопили десантный катер. При этом, «F135» получила лёгкие повреждения и 2 человека были легко ранены. Судя по всему, погиб «ПВО-24» лейтенанта Н.Н.Карповича…
26 ноября при стоянке в районе косы Тузла у поста СНИС-407 накатом волн был выброшен на берег, где сильно повреждён и разбит прибоем «ПВО-14». К вечеру 28 ноября погода стала ухудшаться. Был выброшен на берег «ПВО-23», но в тот же день снят и введён в строй к 8 декабря в Сенной.
Немцами всё было сделано по поддержанию блокады Эльтигенского плацдарма в те несколько дней, что оставались до наступления на Эльтиген. Несмотря на активные действия нашей авиации и действие батарей с Таманского берега, в проливе продолжались бои БДБ с нашими ТКА и АКА.
В ночь на 5 декабря в 21-25 ч отряд катеров ПВО под командованием лейтенанта В.С.Синенко получил приказ о выходе к Эльтигену и в 22-00 ч отряд двинулся к плацдарму. 2 тральщика вели на буксире понтон № 3 и «ДБ-5» под охраной «ПВО-21», «ПВО-25», «ПВО-28» и «ПВО-29». В бою с БДБ у плацдарма пострадал «ПВО-28» (один человек погиб, трое – тяжело ранены, в том числе и командир). «ПВО-25» лейтенанта Н.А.Филона сумел подобрать только одного раненого моториста с погибшего в 300 метрах от берега «РТЩ-398». Последним катером, доставившим грузы в Эльтиген, был «ДБ-5». В течение 5 декабря удалось ввести в строй «ПВО-18». Эльтигенская эпопея шла к завершению…
6 декабря в 01-50 ч из Кротково вышел отряд В.С.Синенко. 3 ДБ шли на буксире у «РТЩ-105», за ними «ПВО-21» и «ПВО-25» в охранении «ПВО-18», «ПВО-28» и «ПВО-29», все с грузом на борту. Однако, из-за ухудшающейся погоды отряд был вынужден вернуться. К утру волной выкинуло на берег «ПВО-25» лейтенанта Н.А.Филона…
Днём 6 декабря в проливе бушевал шторм. Затонул в Тамани только снятый с мели «ПВО-11». Катера из-за шторма не смогли находиться в Кротково и направились в Тамань. На переходе они попали под огонь немецкой батареи с мыса Такиль. В 12-10 ч получил попадание снаряда «ПВО-28», тяжело ранен командир отряда катеров ПВО В.С.Синенко. После прихода в Тамань катер накатом волн был выброшен на сваи, снят и отправлен на ремонт в Сенную.
В этот же день вечером у косы Тузла, возвращавшийся с ремонта «ПВО-22» сел на мель, где, впоследствии, разбит прибоем. В ночь на 7 декабря командир 3-й группы высадки направил к Эльтигену все имеющиеся в наличии корабли для эвакуации оставшихся десантников на занятом уже немцами Эльтигенском плацдарме.
К восьми часам вечера погода была по-прежнему плохой. Вышедший из Сенной к Эльтигену отряд капитан-лейтенанта А.Э.Кэба в составе 3-х СКА с 3-мя ДБ на буксире из-за сильного ветра и плохой видимости до Эльтигена не дошёл, потеряв 2 СКА, севшими на мель восточнее Тамани.
В 22-50 ч из Сенной вышел 2-й отряд в составе «РТЩ-105», двух ДБ, «ПВО-16» и «ПВО-18». «ПВО-18» лейтенанта Константина Хорошева, несколько отстав от отряда, вышел позднее всех. К Эльтигенскому берегу подошли за полночь. Впереди разгорался бой катеров с БДБ. Несколько переждав в темноте, Хорошев снова направил свой катер к плацдарму. У самого берега катер попал под огонь БДБ, но до берега дошёл.
При погрузке тяжелораненых на катер, волной взрыва сбило с ног краснофлотца Камачатдинова. Приняв на борт 15 раненых и 14 здоровых десантников, катер начал отходить от берега и тут же сел на мель. Команда и десантники сошли в ледяную воду и, напрягая усилия, буквально перетащили катер через мель. Катер отходил от берега под обстрелом. Вскоре появились и БДБ. Катер мог отстреливаться только ДШК, так как 37-мм автомат сняли накануне из-за неисправности. Огненный смерч то проходил над катером, то уходил в сторону. Один за другим погибли комендоры Иванов и Коротченко. Взрывом, вместе с пулемётом, с кормы был сметён уралец Василий Лиханов. Ранен был в руку и командир. Над Таманским берегом заалел восток, недалеко Тузла… За ней на пути немецких кораблей выросла стена взрывов, «заговорила» флотская береговая артиллерия…
В Кротково лейтенант Хорошев нетвёрдыми шагами шагнул по причалу к командиру отряда капитан-лейтенанту Неволину: «…Доставлено с плацдарма 29 человек, в том числе 15 раненых. Экипаж выведен из строя. Четверо убито, остальные ранены!…»
Оставшиеся целыми, без единой царапины, в такой огненной купели мотористы старшина 1-й статьи Алексей Шестериков и краснофлотец Фуат Гимазутдинов насчитали в катере 80 пробоин от снарядов и осколков.
«ПВО-18» был последним кораблём, достигшим Эльтигенского берега. Не вернулся на базу «РТЩ-105»…
А в проливе для спасения людей 7 декабря вышли ТКА, СКА и АКА. Катера снимали людей с бочек, плотов и других подручных средств. Всё это происходило при свете дня под огнём немецких батарей и налётах авиации. Новые потери…
В час дня 7 декабря был получен приказ отправить все имеемые катера III-й группы на косу Чушка в распоряжение АВФ.
Кроме обеспечения основного десанта на Керченский полуостров, мотоботчики ПВО участвовали и в операциях и по снятию эльтигенцев в Керчи. Так, в ночь на 10 декабря, в Митридатской операции получил повреждения огнём с берега и был отправлен на ремонт «ПВО-23» . В тот же день в 21-00ч этот же катер в составе отряда по снятию остатков десанта с Митридатского плацдарма вышел из Опасного и благополучно вернулся.
А военная судьба уготовила мотоботчикам ПВО ещё одно тяжелейшее испытание в ночь на 10 января 1944 г. В ходе высадки северо-восточного десанта на Керченский полуостров сильный ветер и большая резкая волна затруднили движение катеров с десантниками к мысу Тархан. Особенно тяжело валким катерам ПВО, к тому же перегруженными десантниками, мотоботы захлёстывала волна…
Очередной штормовой вал накрыл «ПВО-21» лейтенанта Владимира Цилюрика и он исчез в воде пролива. Не дошёл до места высадки, захлёстнутый волнами «ПВО-29» лейтенанта Олега Лопатенко. В обжигающей январской воде через некоторое время все спасшиеся замерзли, или утонули. Один Лопатенко держался на воде и в бессознательном состоянии был подобран «малым охотником». Катера обслуживали переправу до тех пор, пока основной задачей, не только боевой, но и народно-хозяйственной, стало траление.
Первыми среди катеров ПВО получили катерные тралы «ПВО-17» лейтенантов Павла Зинченко и «ПВО-19» Василия Новика. День ушёл на тренировки. Сбрасывали и поднимали буи и углубитель на стоянке у пирса. Затем несколько раз всё проделывали на ходу.
Рано утром 11 апреля катерники получили приказ произвести разведывательное траление подходов к Керченскому порту и самой Генуэзской гавани. Из воспоминаний П.Г.Зинченко: «Около 11 часов 11 апреля 1944 г. мы отшвартовались в Генуэзской гавани и увидели Керчь сразу же после освобождения. Подходы к порту Керчь были густо заминированы. Мы подсекли и уничтожили 5 вражеских мин со свежей окраской, а одну из них — прямо в гавани. В напряжении находился весь экипаж. Отлично работали боцман Данилов, минёр Кочнев, моторист Семён Егоров, да весь экипаж… Наши катера были первыми, зашедшими в Керченский порт после освобождения города. Это радостное, солнечное, тихое утро помню до сих пор…».
18 апреля 1944 г., в соответствии с приказом НК ВМФ, 9 уцелевших катеров ПВО 1-го и 4-го отрядов КВМБ ЧФ («ПВО-11, 15, 16, 17, 18, 19, 23, 25, 28») после переоборудования в катерные тральщики были переведены в состав 13-го (с 04.05.1944г – Керченский) Д КАТЩ 2-й БТР КВМБ. Траление стало основной задачей мотоботчиков и, ох, как нелегко давалась борьба с минной опасностью…
2 мая в 07-59 ч при производстве боевого траления на выходе из Керченской бухты подорвался на мине заграждения «КАТЩ-227» (б. «ПВО-15») и моментально затонул. Шедшие рядом катера подняли лишь контуженных минёров Левшу и моториста Алексея Костикова.
5 июня 1944 г. были сданы в ОФИ, ввиду невозможности восстановления после повреждений в ноябрьские шторма 1943 г., «ПВО-13» и «ПВО-14» и исключены из состава флота.
31 декабря 1945 г., ввиду низкого технического состояния корпуса и механизмов и непригодности к дальнейшему боевому использованию, «КТ-224» (б. «ПВО-11») и «КТ-228» (б. «ПВО-16») были разоружены и в качестве разъездных катеров переданы в состав плавсредств АСО ЧФ. Одновременно в составе плавсредств инженерного отдела ЧФ был передан «КТ-234» (б. «ПВО-25»).
17 июня 1947 г. в качестве плавсредств были переданы тресту «Главазчеррыбпром» «КТ-229» (б. «ПВО-17») и «КТ-230» (б. «ПВО-18»). Оставшиеся три катера были разоружены и переданы в качестве плавсредств ОВСГ ЧФ 20 марта 1948 г. (бывшие «ПВО-19, 23, 28»).
Такова окончательная судьба катеров ПВО КВМБ.
В мае 1944 г., после расформирования отрядов катеров ПВО КВМБ, командиры катеров стали командирами отрядов в дивизионах КАТЩ, штурманами дивизионов, или получили другие назначения.
После войны не сложилась флотская судьба у Алексея Лаврова и Льва Левенко, но большинство командиров катеров ПВО продолжали служить на флоте и в послевоенные годы. Стали командирами кораблей, частей и соединений флота Павел Гаврилович Зинченко, Иван Леонтьевич Калинин, Анатолий Иванович Кремнев, Василий Спиридонович Новик, Иван Семёнович Осипов, Олег Николаевич Лопатенко, Николай Александрович Филон, Григорий Павлович Шапошник, Константин Афанасьевич Хорошев.
Никто из них не стал адмиралом, но все с честью пронесли через свою жизнь почётное звание офицера флота. И все помнили о своих первых кораблях, маленьких катерах ПВО, свою огненную молодость выпускников-фрунзенцев 1943 г.
Ещё когда поднятый катер был на «Заливе» и мы, участники его восстановления, осматривали его вместе с бывшими мотоботчиками, кто-то из них обратил внимание на характер повреждений корпуса: не было пробоин от снарядов, только повреждения носовой части с правого борта (лопнувшие и вмятые внутрь листы) и разрезанная часть правого борта при подъёме со дна. Тогда бывшие мотоботчики и предположили, что катер или погиб от близкого разрыва снаряда, или был таранен БДБ и перевернулся, а орудия оторваны от барбетов или в момент столкновения, или от удара о грунт. Такое же предположение сделали автору бывшие командиры катеров ПВО в Ленинграде в декабре 1988 года Г.П.Шапошник («ПВО-16»), П.Г.Зинченко («ПВО-17») и В.С.Новик («ПВО-19»). Они же говорили, что во время боя в Керченской бухте, по рассказам участников боя, немцы на БДБ неоднократно пытались катера ПВО таранить, в связи с минимальными дистанциями боевого соприкосновения и их малыми размерами.
Никто не знает обстоятельств последнего боя «ПВО-24» и гибели всего его экипажа и 11 десантников, находившихся на борту катера в ночь на 26 ноября 1943 года.
Перед автором выпускная фотография класса № 211 выпуска 1943 г. Высшего военно-морского ордена Ленина командного училища, переданная керчанином И.Д.Бессарабовым. В первом ряду снизу 2-й слева выпускник училища Н.Н.Карпович ещё в курсантской форме. Выше его будущий командир «ПВО-13» М.М.Пустовалов. В первом ряду справа К.А.Хорошев и погибший при высадке на Эльтигенский плацдарм командир «ПВО-12» А.И.Митин. Во втором ряду справа погибший от взрыва на мине в Керченском проливе командир «ПВО-10» В.А.Бассалаев. Выпускники сурового 1943 года…
Экипаж «ПВО-24» и десантники не имеют даже братской могилы. Теперь можно с уверенностью сказать, что катер со всем экипажем и десантниками погиб в ночь на 26 ноября 1943 г., не доходя 120 м. до Аршинцевского причала теперь уже бывшего железорудного комбината в Камыш-Бурунской бухте.
К сожалению, автору пока неизвестен полный список погибшего экипажа и фамилии погибших десантников. Но будем надеяться, что в ближайшее время ответит на запрос коллектива Керченского городского архива ЦВМА РФ и на памятной доске на подстаменте катера «ПВО-24» в Эльтигене будут указаны фамилии всего погибшего на нём экипажа и десантников.
В обобщённом банке данных «Мемориал» найдены фамилии погибших на катере в ночь на 26 ноября 1943 года: Карпович Николай Николаевич – лейтенант, командир катера, рождения 1919, член ВЛКСМ уроженец ст.Теремкино Калиниской области, призван в 1939 г.; Вересов Николай Павлович, краснофлотец, рулевой, рождения 1924, беспартийный, уроженец ст.Белореченская Майкопского района Краснодарского края, призван в 1942 г.; Галецкий Владимир Михайлович, краснофлотец, комендор, рождения 1925 года, член ВЛКСМ, уроженец г.Сталино Сталинской области, призван в 1943 г; Воронин Василий Иванович, краснофлотец, комендор, рождения 1924г, член ВЛКСМ, уроженец деревня Вороны Сунского района Кировской области, призван в 1942 г.; Таушканов Пётр Сергеевич, краснофлотец, комендор, рождения 1924, член ВЛКСМ, уроженец дер. Таушаново Каменского района Свердловской области, призван в 1942 г.
В графе: Дата, обстоятельства и место гибели у всех написано: «Во время боя в Керченском проливе с БДБ 25.11.1943г погиб в море».
Многие приезжие, да и керчане, присутствующие в посёлке Эльтиген, любуясь внешним видом катера, и не знают, что он пролежал 33 года на морском дне в неизвестности, поднят благодарными потомками и восстановлен молодёжью как символ мужества и героизма моряков и десантников «Огненной земли» Эльтигена.