А.Таврический (Севастополь)

Катастрофа 1854 года

(2)14 ноября 1854 года, английские, французские и турецкие корабли под командо-ванием адмирала Лайонса стояли на Севастопольском рейде и готовились к высадке десанта. C утра море было спокойным. Ничто не предвещало грядущих несчастий, и только лишь стрелка барометра показывала аномальное падение давления. В 8-00 задул ветер, сначала восточный потом юго-западный. Раздался гром, сверкнули молнии. 10 минут продолжался ливень. Затем появилось солнце, ветер стих. Внезапно налетел шквал, началась сильнейшая буря.
Командующий союзным флотом адмирал Лайонс приказал всем линейным кораблям выйти в открытое море.
Наиболее опытные капитаны стали уходить подальше от берега. Но не всем удалось спастись в этот трагический, для многих моряков, день.
На Балаклавском рейде стояло более тридцати кораблей и транспортных судов со-юзного флота. Недалеко от входа в бухту находился парусный пароход “Prince”, гор-дость английского флота. На нем из Англии привезли: более 40 тысяч комплектов теп-лой одежды, медикаменты, продукты и водолазное снаряжение для поднятия затоплен-ных кораблей, преграждавших вход в Севастопольскую бухту. На судне, также находи-лась часть 46 армейского полка и денежное довольствие для армии и флота в сумме бо-лее двухсот тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.
Скорость ветра достигала более 72 миль в час. “Принц” сорвало с последнего, ос-тавшегося у него якоря, и понесло на берег. Начали работать машиной, но судно по прежнему несло на скалы. Капитан Гудель приказал рубить мачты. Срубленная бизань мачта упала за борт, такелаж намотало на винт. Судно понесло к Балаклавским скалам. Мичман Котгрев и шестеро матросов, бросились в бушующее море, и им чудом уда-лось спастись — их выбросило на берег. “Принц” кормой врезался в прибрежные скалы и начал тонуть.
На Балаклавском рейде в этот день погибли: Американские транспорта: “Progress”, “Wanderer”, “Кenilbert”. Английские корабли: “Prince”, “Рesolute”, “Rirvan”, “Wilduave”, “Panola”, “Wilduave”, “Wentworth”, “Malta”. Только лишь чудом в этот день удалось спастись транспорту “Vulkan”, на котором в это время находились русские военно-пленные. Ост-Индский почтовый пароход “Эвон”, игнорируя приказание коменданта Балаклавского гарнизона Кристи, снялся с якоря и начал прорываться в бухту. При этом он столкнулся с транспортом “Victoria”, сорвав его с якорей, затем врезался в транспорт “Kenilbert”, который впоследствии затонул. Сам “Эвон” всё-таки проник в Балаклавскую бухту, и ему удалось спастись.
В этот трагический для Англии день, в устье реки Качи затонули: “Gange”, “Bodwell”, “Тyrene”, “Lord Raglan”, “Pyrenee”, “Rodsli”, “Vil-de Pari” и ещё несколько транспортов союзников. В Карантинной бухте Французский транспорт “L,Еgipsien” и ещё 6 кораблей.
В районе Евпатории затонули: «Герцогиня Glendalogh»- 85 пушек, «La Majeste», 100 пушечные корабли: «Генрих -4», корвет «Pluton», к югу от деревни Алрчи Английский транспорт «Culloden», “Benar”, “Moger”. Арендованные суда: «Pirenus», «Ganges», «Рodvel», «Фуземе» “Asia” – 53 пушки, “Hagbinger”- 61 пушка, “Georgiana”- 81 пушка, транспорта № 3, 53, 55, 61, 81. Египетский фрегат “ Bahire” и “Muphtahi Djehat” затону-ли у пролива Босфор. У Болгарских берегов в районе Варны погибли: Австрийский бриг “Silfida” ,“Trent London”, “La- Nubel”, “Sacra Familia”,“Can Franchesco”, бриг-“Jolieta”,“Njnvelle”. Возле п.Балчик потерпел катастрофу фрегат “Kurier”.
Всего за один день 14 ноября 1854 года, Англичане и их союзники потеряли 60 кораб-лей и транспортов, погибло более тысячи человек. Повторилась история, произошед-шая в 4 века до н.э., тогда во время сильнейшего урагана затонуло 400 триер правителя Ксеркса. Снова бог вмешался в дела человеческие.
Прошло 140 лет, и вот наш водолазный катер стоит над местом гибели одного из английских кораблей. Надев подводное снаряжение, мы погружаемся в теплые воды Черного моря. Видимость три метра, дно ровное.. Плывем над грунтом курсом 80 гра-дусов. Вдруг прямо по курсу вижу обросшие мидиями и водорослями, шпангоуты ста-ринного деревянного судна. Борта прошиты бронзовыми гвоздями полуметровой дли-ны. Плыву вдоль левого борта, к кормовой части судна. По пути, на грунте, встречают-ся различные предметы: керамика, разбитые и целые бутылки из под вина, детали осна-стки, ядра и еще много различных частей такелажа судна. Под одним из шпангоутов вижу человеческие кости. Закапываю их под землю и плыву дальше. Подплываю к кормовой части. Здесь находится хорошо сохранившийся бронзовый баллер руля. За-рисовав кормовую часть, следую вдоль правого борта. Он сохранился гораздо лучше, деревянная обшивка уходит в грунт до киля. Приближаюсь к носовой части судна. На палубе видны многочисленные куски угля и оплавленные частицы метала золотистого цвета. Собираю образцы угля и желтого металла, плыву дальше. Центральная часть судна сильно занесена илом. Среди разбросанных чугунных ядер много разбитых бу-тылок из под вина. Под одним из шпангоутов обнаруживаю целую бутылку. Пробка залита смолой, вся поверхность покрыта водорослями. Подплываю к Валере, который с азартом что-то выкапывает. Показываю ему на часы, предлагаю подниматься наверх. Застропив одну из пушек, начинаем всплытие, делая остановки для декомпрессии. Поднимаемся на поверхность. Краном поднимаем пушку. И вот орудие на борту. Оно все обросло водорослями и покрыто сцементированным илом. Топором и свайками на-чинаем счищать с пушки наслоения ила и ржавчины, которые большими кусками отва-ливаются от металла, и постепенно пред нами начинает проявляться английская пушка в отличном сохраности. Вечереет. Снимаемся с якоря и берем курс на Севастополь. От-крываем бутылку виски, пролежавшую на дне Черного моря более 145 лет. Под слоем смолы видна пробка, осторожно открываю сосуд. По кубрику разносится непередавае-мый запах выдержанного виски. Разливаем напиток по граненым стаканам. Произношу тост «За моряков, погибших на фрегате».
Смакуя, пьём чудесный напиток. Виски оказалось не очень крепким, имело отменный вкус и аромат, напоминающий запах бензина с пряностями. И только недавно, прочи-тав журнал “Российский альманах вин”, узнаю, что одна такая бутылка стоит более ты-сячи фунтов стерлингов.
Летом 1997 года мы начали обследование Балаклавского рейда. Для поиска затоплен-ных кораблей использовался подводный аппарат ПА»Лангуст», способный погружаться на глубину до 540 метров и работать в автономном режиме под водой более семи часов.
За время работы на ПА, мы видели много интересного: затопленные корабли, снаряды, амфоры и ещё множество объектов различных исторических эпох.
Однажды бывший подводный диверсант Алексей рассказал мне интересную историю о том, как он взяв с собой два акваланга, опустился на глубину 60 метров. Там он уви-дел бронзовые винты какого-то старинного судна. При всплытии водолаз не выдержал положенное время декомпрессии, и его пришлось спасать в барокамере, по четвертому режиму. Алексей показал мне место, где он обнаружил это судно.
На следующий день мы выходим из Балаклавской бухты и поворачиваем на запад, к Белым камням. Придя в точку, отдаем буксирный конец и готовимся к спуску. Капитан ПА Игорь Аврашов задраивает верхний рубочный люк, и мы начинаем погружение. Постепенно солнечные лучи становятся более тусклыми, приближаемся к грунту. Из иллюминаторов видна серебристая стайка кильки и фосфоресцирующие колокольчики гребневика Мнемиопсис. Тишина. Лишь по звуко — подводной связи (ЗПС) слышны ритмические сигналы гидролокатора бокового обзора.
Садимся на грунт поднимая клубы придонного ила. Постепенно муть рассеивается, в нескольких метрах от нас, лежит килем вверх судно. Приподнимаемся на один метр над грунтом, вывешиваемся. Игорь дает ход, приближаемся к судну. Надеясь прочитать название, манипулятором пытаемся очистить слой ила с корпуса. В двух метрах от ПА вижу предмет, лежащий на грунте. Приближаемся к этому объекту. Игорь захватывает его и кладет в корзину под корпусом. Обследовав судно, следуем курсом 270 градусов. Прошли 500 метров. Гидролокатором бокового обзора осматриваем окрестность вокруг “Лангуста”, отмечая на экране прибора курс и дистанцию до наиболее ярких отметок. По пеленгу 195 градусов и дистанции 250 метров, фиксируем крупный объект. Следуем этим курсом. Через 15 минут подходим к обросшему водорослями и мидиями, деревян-ному корпусу судна. Глубина 80 метров. Осматриваем остатки кораблекрушения. Кар-тина, открывшаяся пред нами, просто потрясает. На грунте, с креном на правый борт, стоит старинное судно. Видны остатки мачты. Присыпанные илом, лежат различные детали оснастки. Манипулятором поднимаем несколько предметов. Возможно, это и есть знаменитый «Принц», который в последствии получил народное название «Черный Принц». Закончив обследование судна, следуем к берегу. Пройдя курсом 350 градусов 15 минут, связываемся по (ЗПС), с катером обеспечения «Порыв». Запрашиваем «Доб-ро» на всплытие. Получив «Добро», начинаем движение наверх. Поднимаемся на по-верхность. Яркие лучи солнца через иллюминаторы, освещают пульт управления ПА и висящие на переборке, аварийные баллоны аквалангов. Капитан по радиостанции свя-зывается с катером и открывает верхний рубочный люк ВРЛ.. К нам подходит катер обеспечения, который берет ПА на буксир и ведет вдоль берега в Балаклаву. Заходим в бухту, становимся к причалу судоремонтного завода. Береговой кран поднимает ПА “Лангуст” и ставит его на стенку. Обследуем предметы, поднятые с затонувших кораб-лей. Оказывается, мы подняли несколько бронзовых деталей оснастки судна и старин-ную бутылку из под вина. Золотые монеты пока что так и остались лежать в трюмах за-тонувших кораблей.
Осенью 2000 года мы продолжили поиск и исследование английских судов, погиб-ших во время урагана 1854 года. На прославленном командой Кусто “Зодиаке”, следу-ем в район мыса Херсонес к месту гибели четырех из 60 кораблей, затонувших во вре-мя урагана. Нас сопровождает стая дельфинов, которые как лоцмана указывают нам курс следования. На борту нас трое. Лодкой управляет опытный инструктор водолаз-ной компании “Крым Марина Сервис”, Александр Задорожный. Алексей Мардасов – бывший механик, атомной подводной лодки “Барс”, готовит аппаратуру для подводной съемки.
Придя в точку погружения, надеваем водолазное снаряжение, и прыгаем за борт. Алек-сей остается на страховке. Приближаемся к грунту, видимость не более двух метров, глубина 22 метра.
Движемся по компасу курсом 270 градусов, на расстоянии трёх метров друг от друга. Вдруг Саша останавливается и знаками подзывает меня к себе. Подплываю. Он пока-зывает обломок деревянного корпуса старинного корабля. Движемся дальше, по пути встречаем ещё несколько деревянных деталей обшивки. Внезапно, пред нами появля-ются, обросшие водорослями и мидиями, шпангоуты старинного судна. Производим осмотр. Борта прошиты крупными бронзовыми гвоздями полуметровой длины. Дубо-вый корпус сохранился довольно-таки хорошо. Борта глубоко уходят в ил, на поверх-ности грунта видны лишь несколько шпангоутов. В носовой части судна пытаемся най-ти судовой колокол. К большому нашему сожалению рынду так и не находим. Для бо-лее подробного обследования затонувшего корабля необходим грунтосос. Проводим подводную видео и фото съемку. Закончив работу, начинаем всплытие. Всплываем. За-бираемся на борт. Все найденные предметы так и остались на дне. Как правило мы не берём с затонувших судов, никаких артефактов, к чему, и призываем всех остальных Дайверов
Какое же это судно? В этом районе погибли английские корабли “Scenymple”, “Brente”, “Danybe” и фрегат “Mina”. Надеемся, что в следующем сезоне мы вновь продолжим поиск и обследование судов, затонувших 14 ноября 1854 года.