Крымская война и пиратство в Тихом океане
После Первой Опиумной войны англичане, получившие Гонконг, практически игнорировали пиратскую угрозу. Да и было понятно почему, ведь пираты там чаще всего нападали на слабо защищенные китайские джонки с товаром. Такое же отношение было и у американцев, французов, голландцев, португальцев, получивших доступ к рынку Китая.
Более того, в 1840-х британские торговцы чаще всего входили в сделки с пиратами, поставляли им оружие, использовали в качестве конвоиров торговых судов, и т.д. В 1847 году в Гонконге разразился крупный скандал – оказалось, что почти все местные предприниматели замешаны в связях с пиратами, а это не только было опасно с точки зрения правопорядка, но и ударило по налогам и сборам. Поэтому был принят первый Антипиратский акт. Согласно этому документу китайские суда могли поднимать английский флаг, дабы прикрываться им от атак, в крупных реках создавались патрули из военных кораблей и кораблей ОИК, которые боролись с разбойниками, а их услуги оплачивались купцами, везущими товары в данном конкретном конвое.
То есть вместо централизованного финансирования была введена система полузаконных поборов с купцов, что спровоцировало волну злоупотреблений и разбирательств. Недаром китайские торговцы назвали такое эскортирование «защитой тигра». То есть еще неизвестно, защитит ли тебя тигр, или сам съест.
Дело так же осложнялось тем, что китайские власти, которые по идее должны были охранять прибрежное судоходство, флота не имели вообще, а береговая охрана была насквозь коррумпирована и чаще всего с этими пиратами сотрудничала.
В конце 1840-х было проведено несколько рейдов против пиратов, однако это не ослабило, а даже усилило пиратство в Южно-Китайском море. И новый раунд борьбы пиратов и купцов начался в 1850-х, поскольку пиратство приобрело гигантский размах, и все побережье от Гонконга до Бирмы было одним большим рассадником пиратских гнезд и малин. Пираты не ограничились нападениями на корабли, на суше они грабили деревни, захватывали целые области, где собирали налоги и установили свое правление. Далее история Берберийского Берега повторилась с пугающей точностью, у пиратов появились отступники-европейцы, которые вывели китайцев в океан. Так, самым известным американцем на службе у пиратов был моряк Эли Боггс (Eli Boggs), за поимку которого в Гонконге предлагали 1000 долларов. К 1853 году Боггс владел как прибрежной флотилией в 50 джонок, так и двумя клиперами для дальних рейсов. Основной своей задачей он видел нападения на европейские суда, везущие опиум, поскольку наркотик можно было реализовать на территории Китая с громадной прибылью.
Всего за свою карьеру Боггс захватил 29 голландских и 27 английских судов. Он устроил настоящий террор в Южно-Китайском море, был пойман после ожесточенного боя в 1855-м, при задержании убил или ранил 15 солдат береговой охраны Гонконга, лично застрелил трех заложников, и успокоить его смогли, только оглушив прикладом по голове. На суде он утверждал, что является всего лишь мелким торговцем рыбой, однако улики были неоспоримы, и суд приговорил его к виселице.
В 1853-1856 годах в водах у Гонконга и Сингапура действовал другой «джентльмен удачи» европейского происхождения – Балли Хейз (Bully Hayes). Хейз стал первооткрывателем нового бизнеса – он помимо реализации награбленного добра продавал в рабство аборигенам Тихоокеанских островов и пойманных матросов. Нет, ну а что такого? Что может быть лучше прибыли? Только двойная прибыль. Его всерьез подозревали в грабеже и уничтожении в августе 1853 года корабля «Мадагаскар» с двумя тоннами золота на борту. Хейз так же был последним капитаном клипера «Рейнбоу», неизвестно куда пропавшего в 1848 году. При этом Хейз открыто работал в Гонконге в 1853-55 годах, проводил махинации на аукционах, получал кредиты под подложные документы о грузе, и т.д. и в 1857 году, не дожидаясь расследования властей по своей деятельности, переместил деятельность к берегам Австралии.
В то же время в дело вступили и рыбаки с островов около Макао, которых прозвали «ладронес». Граждане рассудили просто – на данном этапе пиратство безусловно выгоднее рыболовства, значит надо сменить профессию и уйти с головой в новый бизнес. Они стали настоящей проблемой для китайской торговли в Кантоне, и местный наместник в 1854 году решил нанять против них… китайских пиратов. Китайские пираты согласились по двум причинам: во-первых, деньги никогда лишними не бывают, а во-вторых, уничтожить конкурентов – святое дело. Летом 1854 года они внезапно скоординировано напали на убежища «ладронес» и вырезали их подчистую.
Нельзя сказать, что англичане не боролись с пиратами. Боролись, конечно. Например, 10 мая 1853 года 12-пушечный шлюп «Рэттлер» атаковал флот в 30 джонок и лорчей у Нэм Квана (побережье на границе Китая и Вьетнама). В результате скоротечного боя 3 джонки были потоплены, 1 лорча и 4 джонки захвачены, остальные бросились к берегу, но там их ждала китайская береговая охрана. Как результат – из 1000 пиратов 500 было убито, ибо ни англичане, и китайцы пленных не брали принципиально.
Осенью 1854 года пираты с Тайваня стали чирьем в заднице Роял Неви. Дело в том, что на Формозе находились единственные известные тогда угольные копи в регионе. Так вот, в результате нападений китайских пиратов подвоз угля в Гонконг и Шанхай сократился с 1000 тонн в неделю до 200-100 тонн, при этом другие ближайшие известные месторождения угля находились либо на другой стороне Тихого океана, либо в Индии, в Раджастхане. То есть пираты, сами того не подозревая, вмешались в англо-русскую войну на Тихом океане, и более того – сыграли в ней стратегическую роль. Помимо англичан пострадали и американцы, ведь как мы помним из предыдущей части, на флоте Пэрри очень много судов были паровыми, то есть требовали угля. В июле 1855 года была проведена крупнейшая англо-американская операция против пиратства на Тайване, и эти силы были выдернуты не откуда-нибудь, а как раз из Вест-Индской эскадры адмирала Стирлинга, то есть рейд против пиратов ослабил силы, которые шли к Сахалину, вести боевые действия против русских.