Санитарный «поляк» в ВВС Румынии

В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток легких санитарных самолетов: H-28S физически и морально устарели, а тяжелые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал инженер Бронисалв Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой — ниша для санитара. Прототип самолета (регистрационный номер SP+BFN) был облетан 30 апреля 1937 года. Летом того же года самолет был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12.

Первые четыре машины появились на аэродроме Мокотовский 26 сентября, до конца года были построены еще четыре экземпляра, а в следующем — пять. Независимо от этой машины с 1937 года начал выпускаться туристическо — санитарный вариант RWD-13TS. Таким образом, всего было построено около 15 машин в обеих версиях.

Хотя самолеты принадлежали военным, однако как санитарные машины получили гражданскую регистрацию. В ходе сентябрьской войны один самолет был сбит 17 сентября во время перелета в Черновцы, еще один самолет перелетел из Вильно в Таллинн.

После оккупации Эстонии самолет был включен в состав ВВС РККА. В Румынию перелетело 5 RWD-13S и два RWD-13TS. В 1941 году все самолеты были отданы санитарной эскадре. Для транспортировки легкораненых использовали также RWD-13T. Самолеты широко использовались в боях под Сталинградом и в Крыму. Здесь они базировались в Симферополе в составе так называемой «Белой» эскадрильи, пилотами которой были женщины.

Всего на румынских RWD-13 с 25 июня по 6 ноября 1941 года перевезено около 700 раненных, а с 10 апреля 1942 по 23 августа 1944 года — около 1300. После окончания войны уцелевшие машины были переданы в 7-й тап. В 1947 году в Польшу вернули только один самолет (SP-BMY). Самолет был вписан в реестр как LWD-13 и получил обозначение SP-MSZ. Машина принадлежала министерству иностранных дел и до 1955 года выполнил несколько сотен курьерских вылетов.