ОНИ ВОЕВАЛИ В КРЫМУ:
вооружение и военная техника в военной истории полуострова
Вначале 30-х гг. в Советском Союзе приступили к созданию минно-торпедной авиации. К 1933 г. на вооружение поступили торпеды ТАН-12 для низкого торпедометания (с бреющего полета) и ТАВ-15 для сброса с парашютами, а также авиационная мина МАВ-1 (ВОМИЗА-100). Для торпедоносцев сконструировали несколько типов специальных прицелов. К этому времени сформировали две минно-торпедных эскадрильи (на Балтийском флоте и на Тихом океане) и один отдельный отряд (на Черном море). Все они оснащались самолетами ТБ-1 в сухопутном или поплавковом варианте. Но ТБ-1 — тяжелая и недостаточно маневренная машина. Ему больше подходили постановка мин и высотное торпедометание. В качестве низкого торпедоносца довольно тихоходный и неуклюжий ТБ-1 казался весьма уязвимым. Кроме того, туполевский самолет был технологически сложен (по тому времени) и стоил весьма недешево. ВВС РККА, в которые тогда организационно входила морская авиация, требовалось что-нибудь попроще и подешевле для нужд береговой обороны, в первую очередь, на Дальнем Востоке, где нечего было противопоставить японскому флоту. Выбор пал на Р-5, …. читать полностью
После революции 1917 года на вооружении отечественного военно-морского флота состояли только торпеды калибра 450 мм. Это были изделия образца 1912 и 1910/15 годов. На складах имелось значительное количество подобного оружия, что позволяло до определенного времени пользоваться существующим запасом и не заниматься производством новых систем этого класса. В середине двадцатых годов были развернуты работы по созданию первой отечественной торпеды калибра 533 мм. Этот проект, имевший повышенный приоритет, привел к созданию торпеды типа 53-27. По этим причинам создание первой советской 45-см торпеды началось только в тридцатых годах. Результатом этих работ стали торпеды семейства 45-36. Известно, что первая советская торпеда собственной разработки 53-27 не отличалась высокими характеристиками и уступала зарубежным аналогам. Из-за этого к середине тридцатых годов было принято решение о создании новой линейки торпедного вооружения. …. читать полностью
В тридцатые годы в Советском Союзе под руководством инженера Владимира Сергеевича Вахмистрова велись работы по созданию летающих авианосцев. Задачи, которые ставились перед ними, время от времени изменялись, но основным предназначением разработанной и отлаженной системы «Звено СПБ» было нанесение ударов с пикирования по важным малоразмерным целям в тылу противника, до которых не могли «дотянуться» обычные фронтовые бомбардировщики с ограниченной дальностью полета. «Звено СПБ» представляло собой тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами АМ-34РН и подвешенными под его крылом двумя истребителями И-16 тип 24. В районе цели производилась расцепка, после чего истребители наносили удар и возвращались на аэродром «своим ходом». Каждый истребитель вооружался парой 250-кг бомб; самостоятельный взлет И-16 с такой нагрузкой едва ли был возможен. Основные технические проблемы в конструкции «Звена СПБ» удалось решить еще в конце 30-х гг., однако к началу войны все работы по «звеньям» были свернуты, и на вооружении советских ВВС они отсутствовали. Несколько самолетов ТБ-3 с демонтированными установками для подвески истребителей были переданы в состав авиации Черноморского флота…. читать полностью
Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, созданным специально для борьбы с танками. Первые серийные машины Hs 129A-1 оснащались двигателями «Аргус» As-410A-1, развивающий при оборотах 3100 об/мин мощность 465 л.с. Главный инженер Фр. Николаус понимал, что улучшить летные характеристики можно установкой более мощного двигателя.
Двигатель Гном-Рон 14М 04/ 05 на взлетном режиме развивал мощность в 700 л.с., на высоте 4000 м его мощность составляла 660 л.с. Одновременно с работами на Hs-129V-3, развернулось переоборудование под французские моторы 16 самолетов Hs-129A-l, которые теперь обозначались Hs-129B-0. Третий прототип разбили в ходе летных испытаний, после чего ему на смену пришел один из самолетов Hs-129B-0. Установка более тяжелых двигателей потребовала внесения изменений в конструкцию крыла с целью сохранения в допустимых пределах центровки самолета. Для этого пришлось отказаться от изломов передней и задней кромок крыла, перенести в заднюю часть фюзеляжа из носовой часть оборудования. …. читать полностью
Канадские танки «Валентайн» в боях по освобождению Крыма: забытый участник подвига.
Участие военной техники, получаемой СССР по программе «Ленд-лиз» из стран-союзников по антигитлеровской коалиции в 1941-1945 гг. достаточно хорошо исследовано отечественными и зарубежными военными историками. Поэтому наша задача не описание его технической стороны, а взгляд на проблему со стороны скорее эмоциональной, помогающей сближению наших народов, которые в борьбе с самым страшным врагом человечества в ХХ в. – фашизмом, оказали по одну сторону фронта. Но, оперируя эмоциями, мы не отдаем предпочтение мифам, пусть даже патриотическим, а пытаемся показать реальность нашей вековой близости, в том числе и в союзничестве и взаимной поддержке в борьбе против общего врага, против единой опасности. В этом союзе есть место и для нашего региона, причем виражи истории здесь настолько интересные, что требуют дополнительных описаний. Мы уже говорили в одной из программ цикла «Поле битвы Крым» о том, что вероятнее всего, первым танком, который входил в апреле 1944 г. в еще занятый противником Симферополь, был английский танк «Валентайн», что стало небольшой сенсацией. Но даже мы не знали тогда, что волею судьбы несколько из них были машинами весьма редкой модификации – произведенными в Канаде…. читать полностью
В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток легких санитарных самолетов: H-28S физически и морально устарели, а тяжелые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал инженер Бронисалв Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой — ниша для санитара. Прототип самолета (регистрационный номер SP+BFN) был облетан 30 апреля 1937 года. Летом того же года самолет был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12.
Первые четыре машины появились на аэродроме Мокотовский 26 сентября, до конца года были построены еще четыре экземпляра, а в следующем — пять. Независимо от этой машины с 1937 года начал выпускаться туристическо — санитарный вариант RWD-13TS. Таким образом, всего было построено около 15 машин в обеих версиях…. читать полностью
КОР-1 не относится к числу широко известных летательных аппаратов. Эта машина не могла похвастаться ни своей уникальностью, ни выдающимися летно-техническими характеристиками. Строилась она небольшой серией и недолго находилась в строю. Тем не менее, КОР-1 стал первым отечественным гидросамолетом, специально созданным для старта с корабельной катапульты. Он в полной мере оправдал известное выражение о «тернистом пути первопроходца» и не менее известную поговорку о «первом блине». Он был трудным, но необходимым этапом как в становлении молодого авиаконструктора Г.М.Бериева и его конструкторского бюро, так и в развитии линии катапультных самолетов-разведчиков советской морской авиации.
Идея вооружения боевых кораблей самолетами-разведчиками возникла практически с момента появления летательных аппаратов тяжелее воздуха. В конце первой мировой войны линкоры и линейные крейсеры уже оснащались гидросамолетами, которые вели разведку, корректировали огонь артиллерии главного калибра, а при необходимости и защищали свой корабль от воздушного противника.… читать полностью