ОНИ ВОЕВАЛИ В КРЫМУ:

вооружение и военная техника в военной истории полуострова

Гидросамолёт МБР-2
Гидросамолет был разработан в 1931 г. ЦКБ МС под руководством Г.М. Бериева. Для него была выбрана схема одномоторного свободнонесущего моноплана с двухреданной лодкой, имевшей большую поперечную килеватость. Это должно было обеспечить машине хорошую мореходность, а также способность взлетать и садиться на воду при волнах высотой до 0,7 м. Предполагалось, что машина будет иметь прогрессивную цельнометаллическую конструкцию. Однако представитель НИИ морской авиации К.Н.Танулич говорил, что флоту «нужен деревянный самолет». Учитывая это и оценив положение с производством алюминия в стране, Бериев решил делать МБР-2 деревянным, максимально простым, рассчитанным на массовый выпуск. Закончив разработку проекта МБР-2, Г.М. Бериев доложил его на Техсовете ЦКБ. В заседании, посвященном его рассмотрению, участвовали Д.П. Григорович, Н.Н. Поликарпов, представитель НИИ морской авиации К.М. Ганулич. Проект гидросамолета одобрили, и было принято решение о строительстве опытного экземпляра, получившего заводской индекс «машина № 25 (ЦКБ-25)».….  читать полностью

Самолет-торпедоносец Р-5Т
Вначале 30-х гг. в Советском Союзе приступили к созданию минно-торпедной авиации. К 1933 г. на вооружение поступили торпеды ТАН-12 для низкого торпедометания (с бреющего полета) и ТАВ-15 для сброса с парашютами, а также авиационная мина МАВ-1 (ВОМИЗА-100). Для торпедоносцев сконструировали несколько типов специальных прицелов. К этому времени сформировали две минно-торпедных эскадрильи (на Балтийском флоте и на Тихом океане) и один отдельный отряд (на Черном море). Все они оснащались самолетами ТБ-1 в сухопутном или поплавковом варианте. Но ТБ-1 — тяжелая и недостаточно маневренная машина. Ему больше подходили постановка мин и высотное торпедометание. В качестве низкого торпедоносца довольно тихоходный и неуклюжий ТБ-1 казался весьма уязвимым. Кроме того, туполевский самолет был технологически сложен (по тому времени) и стоил весьма недешево. ВВС РККА, в которые тогда организационно входила морская авиация, требовалось что-нибудь попроще и подешевле для нужд береговой обороны, в первую очередь, на Дальнем Востоке, где нечего было противопоставить японскому флоту. Выбор пал на Р-5, …. читать полностью

Торпеды семейства 45-36
После революции 1917 года на вооружении отечественного военно-морского флота состояли только торпеды калибра 450 мм. Это были изделия образца 1912 и 1910/15 годов. На складах имелось значительное количество подобного оружия, что позволяло до определенного времени пользоваться существующим запасом и не заниматься производством новых систем этого класса. В середине двадцатых годов были развернуты работы по созданию первой отечественной торпеды калибра 533 мм. Этот проект, имевший повышенный приоритет, привел к созданию торпеды типа 53-27. По этим причинам создание первой советской 45-см торпеды началось только в тридцатых годах. Результатом этих работ стали торпеды семейства 45-36. Известно, что первая советская торпеда собственной разработки 53-27 не отличалась высокими характеристиками и уступала зарубежным аналогам. Из-за этого к середине тридцатых годов было принято решение о создании новой линейки торпедного вооружения. ….  читать полностью

ТБ-3 СПБ (Составной пикирующий бомбардировщик — звено Вахмистрова)
В тридцатые годы в Советском Союзе под руководством инженера Владимира Сергеевича Вахмистрова велись работы по созданию летающих авианосцев. Задачи, которые ставились перед ними, время от времени изменялись, но основным предназначением разработанной и отлаженной системы «Звено СПБ» было нанесение ударов с пикирования по важным малоразмерным целям в тылу противника, до которых не могли «дотянуться» обычные фронтовые бомбардировщики с ограниченной дальностью полета. «Звено СПБ» представляло собой тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с четырьмя моторами АМ-34РН и подвешенными под его крылом двумя истребителями И-16 тип 24. В районе цели производилась расцепка, после чего истребители наносили удар и возвращались на аэродром «своим ходом». Каждый истребитель вооружался парой 250-кг бомб; самостоятельный взлет И-16 с такой нагрузкой едва ли был возможен. Основные технические проблемы в конструкции «Звена СПБ» удалось решить еще в конце 30-х гг., однако к началу войны все работы по «звеньям» были свернуты, и на вооружении советских ВВС они отсутствовали. Несколько самолетов ТБ-3 с демонтированными установками для подвески истребителей были переданы в состав авиации Черноморского флота…. читать полностью 

Штурмовик Хеншель Hs-129
Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, созданным специально для борьбы с танками. Первые серийные машины Hs 129A-1 оснащались двигателями «Аргус» As-410A-1, развивающий при оборотах 3100 об/мин мощность 465 л.с. Главный инженер Фр. Николаус понимал, что улучшить летные характеристики можно установкой более мощного двигателя.
Двигатель Гном-Рон 14М 04/ 05 на взлетном режиме развивал мощность в 700 л.с., на высоте 4000 м его мощность составляла 660 л.с. Одновременно с работами на Hs-129V-3, развернулось переоборудование под французские моторы 16 самолетов Hs-129A-l, которые теперь обозначались Hs-129B-0. Третий прототип разбили в ходе летных испытаний, после чего ему на смену пришел один из самолетов Hs-129B-0. Установка более тяжелых двигателей потребовала внесения изменений в конструкцию крыла с целью сохранения в допустимых пределах центровки самолета. Для этого пришлось отказаться от изломов передней и задней кромок крыла, перенести в заднюю часть фюзеляжа из носовой часть оборудования. …. читать полностью

Канадские танки «Валентайн» в боях по освобождению Крыма: забытый участник подвига.
Участие военной техники, получаемой СССР по программе «Ленд-лиз» из стран-союзников по антигитлеровской коалиции в 1941-1945 гг. достаточно хорошо исследовано отечественными и зарубежными военными историками. Поэтому наша задача не описание его технической стороны, а взгляд на проблему со стороны скорее эмоциональной, помогающей сближению наших народов, которые в борьбе с самым страшным врагом человечества в ХХ в. – фашизмом, оказали по одну сторону фронта. Но, оперируя эмоциями, мы не отдаем предпочтение мифам, пусть даже патриотическим, а пытаемся показать реальность нашей вековой близости, в том числе и в союзничестве и взаимной поддержке в борьбе против общего врага, против единой опасности. В этом союзе есть место и для нашего региона, причем виражи истории здесь настолько интересные, что требуют дополнительных описаний. Мы уже говорили в одной из программ цикла «Поле битвы Крым» о том, что вероятнее всего, первым танком, который входил в апреле 1944 г. в еще занятый противником Симферополь, был английский танк «Валентайн», что стало небольшой сенсацией. Но даже мы не знали тогда, что волею судьбы несколько из них были машинами весьма редкой модификации – произведенными в Канаде….  читать полностью


Гидросамолет Dornier Do.24 — черноморский голландец
Правительство Нидерландов было, пожалуй, одним из первых покупателей военного варианта Валь. После заказа шести машин на итальянском филиале Дорнье СМАSA, последовал выпуск 40 Валь по лицензии на фирме Авиаланда, продолжавшийся до 1931 г. Характеристики оказались не совсем подходящими для службы в голландской Ост-Индии, и в 1934 г морская авиации стала подыскивать возможную замену.
В то же время Дорнье металлбаутен приступила к разработке Do.18, который рассматривался наследником Валь. Но голландцам был нужен больший, более мощный и тяжелый самолет, полностью мореходный и в то же время, имеющий прочность, составившую мировую известность Валь. Дискуссия между голландцами и представителями Дорнье закончилась в 1935 г началом проектирования требуемой летающей лодки… читать полностью

 Санитарный «поляк» в ВВС Румынии
В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток легких санитарных самолетов: H-28S физически и морально устарели, а тяжелые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал инженер Бронисалв Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой — ниша для санитара. Прототип самолета (регистрационный номер SP+BFN) был облетан 30 апреля 1937 года. Летом того же года самолет был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12.
Первые четыре машины появились на аэродроме Мокотовский 26 сентября, до конца года были построены еще четыре экземпляра, а в следующем — пять. Независимо от этой машины с 1937 года начал выпускаться туристическо — санитарный вариант RWD-13TS. Таким образом, всего было построено около 15 машин в обеих версиях….  читать полностью

КОР-1: взлетал с воды, но воевал на суше…
КОР-1 не относится к числу широко известных летательных аппаратов. Эта машина не могла похвастаться ни своей уникальностью, ни выдающимися летно-техническими характеристиками. Строилась она небольшой серией и недолго находилась в строю. Тем не менее, КОР-1 стал первым отечественным гидросамолетом, специально созданным для старта с корабельной катапульты. Он в полной мере оправдал известное выражение о «тернистом пути первопроходца» и не менее известную поговорку о «первом блине». Он был трудным, но необходимым этапом как в становлении молодого авиаконструктора Г.М.Бериева и его конструкторского бюро, так и в развитии линии катапультных самолетов-разведчиков советской морской авиации. 
Идея вооружения боевых кораблей самолетами-разведчиками возникла практически с момента появления летательных аппаратов тяжелее воздуха. В конце первой мировой войны линкоры и линейные крейсеры уже оснащались гидросамолетами, которые вели разведку, корректировали огонь артиллерии главного калибра, а при необходимости и защищали свой корабль от воздушного противника.…   читать полностью