5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк

Приказом НК ВМФ №0026 от 15.11.1939 г. в составе 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ на базе 35-й минно-торпедной авиационной эскадрильи на аэр. Сарабуз (ныне — Гвардейское) в районе Симферополя был сформирован 2-й минно-торпедный авиационный полк. В нём первоначально имелось три эскадрильи.
С осени 1940 г. их стало пять — всего 62 самолёта ДБ-3 и ДБ-3ф . Любопытно, что в архивных документах вплоть до 1940 г. 35-я МТАЭ сохраняла свой номер в составе 2-го МТАП, и только в начале 1940 г. стала 2-й АЭ полка.
С началом советско-финской войны несколько экипажей полка в декабре 1939 г. были направлены на Балтику, где приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке.
10 ноября 1940 г. весь полк принял участие в крупномасштабных учениях совместно с кораблями ЧФ. Все задачи учений были решены успешно, и за и высокое боевое мастерство, проявленное личным составом, нарком ВМФ объявил 2-му МТАП благодарность.
Перед войной управление 2-го МТАП базировалась на аэр. Феодосия, 1-я и 2-я АЭ — на аэр. Карагоз в районе Феодосии (28 ДБ-3 и ДБ-3ф ), а 3-я, 4-я и 5-я АЭ — на аэр. Сарабуз (42 ДБ-3 и ДБ-3ф ). Всего в полку имелось 70 самолётов ДБ-3т и ДБ-3ф (53 самолётов исправных) и 62 экипажа.
По состоянию на 1 июня 1941 г., в составе 2-го МТАП имелось 70 самолётов ДБ-3 в бомбардировочном и торпедоносном вариантах. Несмотря на то, что полк был официально сформирован более чем за год до начала войны, к 22 июня 1941 г. он всё ещё находился на этапе организационного периода. Полностью боеготовыми могли считаться только 1 -я и 2-я АЭ. Экипажи 3-й АЭ ещё не успели приступить к отработке групповой слётанности в составе звеньев. О том, чтобы выполнять задание составом эскадрильи, даже речи не шло. Ещё две эскадрильи (4-я и 5-я АЭ) были укомплектованы исключительно экипажами выпуска весны 1941 г., имевшими незначительный налёт, да и то в простых метеоусловиях.

Боевая деятельность авиаполка в годы Великой Отечественной войны
На 22 июня 1941 г., по оперативной готовности №2, полк базировался на аэродромах рассредоточения: Карагоз и Владикавказ — по две АЭ, Сарабуз — одна АЭ.
С первого дня войны лётчики полка включились в боевую работу, нанося бомбовые удары по объектам на территории Румынии:
— 22 и 24 июня 1941г. самолёты ДБ-3 2-го МТАП (3 и 18 соответственно) совершили налёты на ВМБ Констанца. Потери полка при налётах на Констанцу составили 8 самолётов;
— 13 июля 1941 г. самолёты 6 ДБ-3 полка совершили налёт на нефтепромыслы в районе г. Плоешти;
— 8 и 13 сентября 1941 г. 7 ДБ-3ф 2-го МТАП, под командованием ГСС майора Н.А.Токарева, нанесли удар по объектам противника в районе Бухареста. Стамбульский корреспондент английской газеты «Таймс» писал о результатах этих налётов: «Интенсивные действия советской авиации заставили румынское правительство перенести свою столицу из Бухареста в Синаю».
Но эти успехи давались полку дорогой ценой: с 22 июня по 30 сентября 1941 г. в воздухе и на земле им было потеряно 37 самолётов (больше половины довоенного списочного состава). В связи с этим, 30 сентября полк был перебазирован на аэр. Анапа и Краснодар, для переформирования и отдыха.
На 8 октября в полку насчитывалось 31 /27 ДБ-3 и ДБ-3ф , а месяцем позже — 41/38.
С середины октября 1941 г. полк продолжил боевые действия с полевых аэродромов Крымская, Константиновская, Киевская, Курганная в Краснодарском крае. Тогда же 4-я и 5-я АЭ даже ненадолго вернулись на крымский аэр. Карагоз, но 2 ноября они перелетели на аэродромы Кавказа — Крымская и Гостагаевская. Штаб полка располагался в станице Крымская.
С ноября 1941 г., вместо снятого с должности за большие потери полка майора А.Г.Бибы, полком стал командовать Герой Советского Союза майор Н.А.Токарев.
После 27 ноября, в связи с ухудшившейся оперативной обстановкой на кавказском направлении, 2-й МТАП перебазировался в район Майкопа.
С 3 декабря 1941 г. и до конца обороны г. Севастополь (30 июня 1942 г.) авиационные группы самолётов ДБ-3 полка составом от 3 до 9 экипажей, действовали в составе Севастопольской авиагруппы по наступающим на город немецким войскам с площадки Херсонесский маяк.
В конце февраля 1942 г. приказом командующего ЧФ в полку были расформированы 4-я и 5-я АЭ, и он был переведён на трёхэскадрильный состав. При этом каждая эскадрилья имела 12-самолётный состав, как в старом штате.
С 14 сентября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ СССР №73 от 03.04.1942 г., «за проявленную отвагу… за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава», проявленные при обороне Севастополя 2-й МТАП ВВС ЧФ был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
В мае 1942 г. основные силы полка базировались на аэр. Майкоп, а несколько ДБ-3ф находились на аэр. Херсонес в Севастополе.
Кроме бомбардировок наступающих на Кавказ войск противника полк продолжал работать в море. Так, 21 мая 1942 г., 2 торпедоносца и 3 бомбардировщика 5-го гв. МТАП нанесли торпедно-бомбовый удар по транспортам противника в районе Сулина. В результате удара транспорт был повреждён.
После 20 июня 1942 г., ввиду дальнейшей невозможности использовать аэр. Херсонес, остатки авиагруппы полка с этого аэродрома были перебазированы на Майкоп, и оттуда, вместе с главными силами полка, продолжали наносить удары по противнику под Севастополем.
По состоянию на 3 июля 1942 г., в составе 5-го гв. МТАП на аэр. Майкоп имелось 15/11 ДБ-3.
12 июля 1942 г. 10 ДБ-3ф 5-го гв. МТАП под командованием подполковника Н.А.Токарева бомбардировали плавсредства в порту Мариуполь.
4 и 5 августа 1942 г., ввиду неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте, 5-й гв. МТАП составом 10 ДБ-3 был перебазирован с аэр. Майкоп на аэр. Гудауты (Абхазия).
17 августа самолёты полка в составе бригады были направлены на бомбардировку немецких танковых колонн на дороге Краснодар — Георгие-Афинская.
С 22 августа немецкие войска начали наступление на Новороссийском направлении, и 5-й гв. МТАП, вместе с другими полками бригады, наносил удары по скоплениям войск и техники противника в районе станицы Наберджаевская.
В результате значительных потерь авиатехники, к 24 сентября 5-й гв. МТАП располагал всего 7 самолётами Ил-4 на аэр. Гудауты, из которых только 5 самолётов были исправны.
С выходом 7 сентября 1942 г. немецких войск к Кавказским перевалам полку, вместе с 36-м МТАП и 40-м БАП, была поставлена задача: бомбовыми ударами не допустить прорыва через них противника.
В сентябре полк выполнял вылеты на бомбардировку портов противника. 9 сентября 1942 г. 4 Ил-4 5-го гв. МТАП и 4 Ил-4 36-го МТАП нанесли бомбовый удар по Ялтинскому порту. В результате налёта, были потоплены итальянские торпедные катера MAS-571 и MAS-573, а также повреждены ещё 3 катера.
С 9 октября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №0871, 5-й гв. МТАП был переведён на штат 030/264 (3 эскадрильи по 10 самолётов и 2 самолёта в управлении).
28 октября 1942 г. в состав полка, к собственным 7 самолётам Ил-4, было передано ещё 11 самолётов Ил-4 и 14 экипажей из состава 36-го МТАП, убывающего на переформирование.
Для борьбы с торпедными катерами и сидящими на воде гидросамолётами противника, в полку несколько самолётов Ил-4 было переоборудовано и вооружено реактивными осколочно-фугасными снарядами калибра 132 мм (однако данных об их результативном использовании не имеется).
В ноябре 1942 г. самолёты полка выполняли дальнюю воздушную разведку коммуникаций и портов Чёрного и Азовского морей, с целью своевременного выявления попыток противника доставить войска и оружие в этот район.
7 декабря 1942 г. 7 Ил-4 полка, под командованием командира 63-й АБ ГСС полковника Н.А.Токарева бомбили санаторий Гурзуф, где, по данным разведки, находилось на отдыхе большое количество немецких военнослужащих. Цель была успешно поражена, однако все отдыхающие немцы ещё накануне были срочно вывезены из санатория…
В декабре 1942 г. 5-й гв. МТАП продолжал боевые действия на прибрежных коммуникациях, вёл интенсивную воздушную разведку в западной части Чёрного моря, выполнял дальнюю разведку портов Румынии и Болгарии, помогал крымским партизанам, сбрасывая им на парашютах продовольствие, оружие, боеприпасы. В это время в строю находилось только 14 самолётов Ил-4.
13 и 15 января 1943 г. группы самолётов полка бомбили скопление противника в станице Абинской, а 16 и 17 января — плавсредства в порту Керчь и в Тамани. За успешное выполнение боевых заданий по уничтожению вражеских плавсредств в Керчи и Тамани Военный совет ЧФ объявил личному составу 5-го гв. МТАП благодарность.
В течение всего января экипажи полка продолжали вести «свободную охоту» на коммуникациях противника.
4 февраля 1943 г. экипажи полка бомбили самолёты противника на аэр. Керчь и скопление войск в районе Новороссийска, а 7 февраля — плавсредства в Тамани. Удары по Тамани наносились также 11 и 16 февраля.
С 4 по 12 февраля экипажи полка особенно интенсивно совершали полёты с грузами продовольствия и боеприпасов для снабжения крымских партизан.
26 февраля 1943 г. экипажи 5-го гв. МТАП выполнили минные постановки в Керченском проливе.
Боевые действия 5-го гв. МТАП, с начала года нацеленные на поддержку войск 47-й, а затем — 18-й армии, в марте были перенесены на коммуникации Чёрного моря.
В начале марта одним из основных объектов ударов полка оставалась Тамань.
В марте 1943 г. полк продолжал интенсивные минные постановки в Керченском проливе, с целью воспрепятствовать переброске через него войск противника. Также самолёты полка наносили бомбовые удары по Керчи и Камыш-Буруну.
13 марта 1943 г., впервые в боевой практике полка, с самолёта Ил-4 капитана Козырина было сброшено более 200 ампул с зажигательной смесью КС на аэр. Багерово.
По состоянию на 25 марта 1943 г., в составе 5-го гв. МТАП числилось 21/16 самолётов Ил-4.
30 марта 18 самолётов Ил-4, под командованием командира 63-й бомбардировочной авиабригады Н.А.Токарева и командира 5-го гв. МТАП В.Канарева, нанесли массированный удар по транспортам противника и портовым объектам в Севастополе. Ударные группы потерь не имели. За этот удар командующий ЧФ объявил личному составу полка благодарность.
В апреле 1943 г. одной из основных задач полка оставались снабжение партизан продовольствием, оружием и боеприпасами, а также воздушная разведка в северо-восточной части Чёрного моря. Объектом бомбовых ударов полка стал аэродром и порт Анапа.
В этом же месяце в полк прибыло 9 экипажей с ТОФ, одновременно 4 опытных экипажа полка были направлены в ВВС ТОФ.
В конце второй декады апреля 5-й гв. МТАП посетил народный комиссар ВМФ СССР Н.Г.Кузнецов, находящийся в это время на ЧФ.
30 апреля 1943 г. 9 Ил-4 нанесли бомбовый удар по транспортам противника в Севастополе.
Со 2 по 22 мая экипажи полка перегнали с авиазавода в Иркутске 5 новых самолётов Ил-4.
В третьей декаде мая полк получил задачу произвести минные постановки на Дунае. Для её выполнения 20 мая 5 Ил-4 были перебазированы на аэродром подскока Тонкий мыс вблизи Геленджика, откуда и был выполнен вылет в районы Тульчи и Сулины. Кроме минных постановок, экипажи отбомбились по порту Сулина. Чуть позднее теми же экипажами были поставлены мины в Днепровско-Бугском лимане, в районе Очакова, и на реке Днепр, у пос. Войсковое.
По состоянию на июнь 1943 г., 5-й гв. МТАП базировался на аэр. Гудауты.
В июне 1943 г. перед полком стояла задача: препятствовать перевозкам противника боеприпасов и горючего на Тамань. Для её выполнения экипажи полка несколько дней подряд бомбили корабли в порту Керчь.
Учитывая хорошие результаты майских минных постановок, полку вновь была поставлена задача: 10 самолётами Ил-4 выполнить постановку мин на Дунае, используя в качестве аэродрома подскока Геленджик. 19 июня экипажи перебазировались на аэр. Геленджик и оттуда вылетели в район оз. Кагул, недалеко от порта Галац. Постановка прошла успешно. Повторный вылет с аналогичным заданием был выполнен 24 июня в районе Сулины.
В июле 1943 г. полк продолжал минные постановки на Дунае, аэр. Геленджик — Верхний стал постоянным местом базирования ударных групп полка.
14 июля произошли организационно-штатные преобразования в Авиации ВМФ — на базе бригад формируются дивизии, в том числе, 63-я БАБ была переформирована в 1-ю минно-торпедную дивизию, куда вошёл 5-й гв. МТАП.
19 июля экипажи полка ставили мины в Днестровском лимане.
В августе 1943 г. основной задачей полка было нарушение морских коммуникаций противника.
Во второй половине августа экипажи полка на самолётах с подвесными топливными баками ставили мины в ранее недоступном районе Джурджу на Дунае, южнее Бухареста.
В первой декаде сентября полк обеспечивал боевые действия 18-й Армии и ЧФ в ходе Новороссийской десантной операции.
После освобождения Новороссийска 16 сентября и с началом общего наступления советских войск на Таманском п-ове, а в последующем — в Таври, с частей минно-торпедной авиации ЧФ постепенно сняли задачу непосредственной бомбовой поддержки своих войск, и вернули к выполнению задач в море, по своему прямому предназначению. Перед полком были поставлены задачи ведения воздушной разведки и воспрепятствования морским перевозкам противника на дальних коммуникациях. К этому времени 5-й гв. МТАП, вместе с управлением дивизии, окончательно перебазировался на аэр. Геленджик.
26 сентября 1943 г. 10 Ил-4 5-го гв. МТАП, совместно с самолётами Пе-2 40-го БАП и А-20 «Бостон» 36-го МТАП, под командованием командира 1-й МТАД ГСС полковника Н.А.Токарева нанесли удар по Севастополю. В результате удара, были уничтожены транспорт, 2 катера и склад. Самолёты полка прикрывали истребители 11-го гв. ИАП, входившего в состав дивизии.
В ноябре-декабре 1943 г., кроме своих основных задач, полк осуществлял доставку продовольствия, оружия и боеприпасов крымским партизанам.
На начало 1944 г. в составе 5-го гв. МТАП на аэр. Геленджик имелось 27 самолётов Ил-4 и 21 экипаж.
В январе 1944 г. несколько экипажей полка были направлены в тыл, на авиазавод, за новыми самолётами Ил-4, которые перегнали в полк только 7 апреля.
С конца января 1944 г. 5-й гв. МТАП перебазировался на аэр. Сокологорное юго-западнее Мелитополя, где находился до середины мая. Часть самолётов полка была перебазирована на аэр. Скадовск и вошла в состав Скадовской авиагруппы.
На 1 апреля 1944 г. в полку имелось 30/27 Ил-4 и 30 экипажей, из которых только 18 были подготовлены к торпедометанию.
В апреле, с началом наступления войск 4-го Украинского фронта на Перекопском направлении, главной задачей полка стала блокада Крымского п-ова со стороны моря. Для этого 11 и 13 апреля экипажи полка выполнили вылеты на минные постановки на подходах к Севастополю, а 12 апреля — у Сулины. Кроме того, полк продолжал наносить удары по кораблям противника в море и доставлять оружие и продовольствие партизанам.
18 апреля 1944 г. несколько экипажей полка выполняли весьма необычное задание: доставку самолётами Ил-4 авиационного бензина в Одессу для 11-го гв. ИАП, который базировался к этому времени на аэр. Школьный. За один день 8 самолётов перевезли 48 тонн горючего — на 100 вылетов истребителей. Эту задачу полк периодически выполнял и в мае.
На начало мая, в составе 5-го гв. МТАП имелось 20 боеготовых экипажей.
2, 4 и 6 мая 1944 г. самолёты Ил-4 полка ставили мины в Сулинском гирле.
3 и 6 мая торпедоносцы Ил-4 5-го гв. МТАП, во взаимодействии с топмачтовиками A-20G и штурмовиками Ил-2 13-го гв. ДБАП, нанесли удар по конвою противника, прорывающемуся из Севастополя.
В последние дни штурма Севастополя советскими войсками — 11 и 12 мая, полк решал задачу недопущения эвакуации немецких войск морем из района Херсонесского маяка. Совместно с 13-м гв. ДБАП он всем составом наносил удары по плавсредствам, обнаруженным возле Севастополя. В ходе операции по освобождению Крыма и Севастополя 5-й гв. МТАП понёс серьёзные потери: 11 самолётов и 8 экипажей.
В мае 1944 г. в полку, для проведения испытаний, на самолёт Ил-4 лётчика В.И.Минакова была установлена РАС «Гнейс-2м». Первый вылет с использованием новой РАС был выполнен 20 мая.1
Во второй половине мая полк вернулся на свой довоенный крымский аэр. Сарабуз.
К началу Ясско-Кишиневской наступательной операции советских войск, во второй половине августа 1944 г. в составе полка насчитывалось 14 исправных самолётов Ил-4.
20 августа 1944 г. 14 Ил-4 5-го гв. МТАП приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца, вылетая с аэр. Сарабуз.
21 августа 1944 г. 2 самолёта Ил-4 5-го гв. МТАП ночью выполнили вылеты в район г. Констанца, которые стали последними для полка в Великой Отечественной войне.
7 ноября 1944 г., за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце, полку было присвоено почётное наименование «Констанцский». Он стал единственной частью минно-торпедной и бомбардировочной авиации ВВС ВМФ трёх западных флотов, провоевавшей с первого до последнего дня войны исключительно на самолётах ДБ-3 и Ил-4.
После окончания боевых действий на Чёрном море, полк с осени 1944 г. базировался на аэр. Саки.
По состоянию на 1 января 1945 г. 5-й гв. МТАП дислоцировался на аэр. Сарабуз (в 1948 г. переименован в Гвардейское).
С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе 5-го гв. МТАП проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т. По результатам испытаний, новый самолёт был рекомендован к принятию на вооружение (однако реально его производить не стали, а в условиях авиамастерских выполняли дооборудование бомбардировщиков Ту-2, поступавших в строевые части).
В конце 1947 г., на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г., полк был переведён на четырёхэскадрильный штат №98/705.
К 1949 г. 5-й гв. МТАП был перевооружён на торпедоносцы Ту-2т2.
В конце 1940-х гг. полк из 2-й гв. МТАД передали в состав 88-й ДБАД (бывш. 13-я АДПБ) ВВС ЧФ.
С февраля (мая) 1951 г. 5-й гв. МТАП, первым в Авиации ВМФ, начал перевооружаться на самолёты Ту-14т, а с июля в полку проводились войсковые испытания данного самолёта. Так как летный состав полка не эксплуатировал ранее самолёты с носовым колесом, то для переучивания был выделен самолёт B-25 «Митчелл». После освоения данной машины летный состав приступил к освоению реактивного бомбардировщика Ил-28, а в середине июня 1951 г. — торпедоносца Ту-14.
18 августа 1951 г. 15 самолётов Ту-14т полка (по другим данным, из состава полка было выделено 9 самолётов), под руководством лётчика-инспектора ВВС ЧФ ГСС полковника А.И.Фокина, пролетели в строю над Красной площадью на воздушном параде в честь Дня Воздушного флота.
Хотя заключение о принятии на вооружение самолёта Ту-14т было подписано НК ВМФ Н.Г.Кузнецовым и командующим Авиации ВМФ Н.Е.Преображенским ещё в августе 1951 г., но ещё до 15 августа 1952 г. в полку проходили войсковые испытания этого самолёта, в варианте торпедоносца. (По другим данным, войсковые испытания проходили в период между 23 июля и 22 декабря 1952 г.; в них принимали участие 9 самолётов 7, 8 и 9 серий).
В 1954 г. 5-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Гвардейское совместно с 1675-м МТАП (бывш. 29-й БАП), входил в состав 688-й МТАД (бывш. 88-я ДБАД) ВВС ЧФ.
На основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/53280 от 30.08.1955 г., 5-й гв. МТАП был передан из состава 141-й МТАД (бывш. 688-я МТАД) в состав вновь формируемой 88-ю ТБАД СпН ВВС ЧФ и переименован в 5-й гв. тяжелобомбардировочный авиационный полк специального назначения. В составе этой дивизии полк находился до 1961 г.
В апреле 1956 г. 5-й гв. МТАП начал получать самолёты-торпедоносцы Ту-16т, а в 1957 г., вторым в Авиации ВМФ, после 124-го МТАП, освоил ракетную систему КС.
В соответствии с директивой ГШ ВМФ №ОМУ/4/ 30353 от 03.10.1957 г., 5-й гв. ТБАП был переименован в 5-й гв. минно-торпедный авиационный полк дальнего действия в составе 88-й МТАД ДД.
В начале 1958 г. экипаж командира полка полковника В. Дубины произвел первый практический пуск двух АКР КС с одного самолёта.
В 1959 г. для освоения лётным составом новой ракетной системы КС в штатах полка имелся самолёт Ту-4кс. Кроме того, экипажи полка пилотировали, вместе с экипажами 124-го МТАП, самолёты Ту-16сп отряда самолётов-спасателей, который базировался на аэр. Гвардейское и входил в состав управления 88-й МТАД ДД.
В 1960 г. экипаж 5-го гв. МТАП ДД майора В.А.Герчио в учебных целях выполнил сброс «Фрегата» в Чёрном море, с запуском двигателя и наведением его на корабли.
С ноября 1960 г. полк перебазировался с аэр. Гвардейское на аэр. Весёлое, где и оставался все последующие годы, вплоть до своего расформирования. Первоначально на новое место была перебазирована авиатехника, а личный состав полка продолжал жить в гарнизоне Гвардейское, пока не были построены жилые дома. После перебазирования полк начал осваивать ракетную систему Ту-16к-10. Переучивание личного состава полка проходило на Северном Флоте.
С 1 мая 1961 г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в Морскую Ракетоносную Авиацию, на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г., 5-й гв. МТАП ДД был переименован в 5-й гв. отдельный морской ракетоносный авиационный полк (так как 88-я МТАД ДД, куда он входил, к этому времени подлежала расформированию). В полку имелось 3 авиационные эскадрильи, и в составе управления полка — транспортное авиационное звено. В 1-й АЭ находились, в основном, Ту-16 ранних модификаций, которые использовались в качестве заправщиков, постановщиков помех и чистых бомбардировщиков. 2-я и 3-я АЭ были вооружены новыми самолётами Ту-16к-10. В звене управления, которым командовал бывший лётчик-истребитель ГСС майор И.П.Белозёров, были самолёты Як-12 (в 1966 г. заменённые на Ан-2). Более 70% экипажей заправлялись в воздухе днём и ночью.
На День ВМФ и ВВС, в июле и августе 1961 г., экипажи полка на самолётах Ту-16 с подвешенными ракетами К-10 участвовали в воздушном параде над Москвой и Ленинградом. Полк готовился к параду в течение месяца, базируясь на аэр. Мигалово. После парада управление 5-го гв. МРАП и командование АЭ были на торжественном приёме в Кремле, где генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв вручил отличившимся авиаторам правительственные награды. В это же время экипаж майора В.А.Герчио выполнил, первым среди строевых частей МА ВМФ, практический пуск АКР К-10 по танкеру «Чкалов» на 77-м морском полигоне, на Каспии. Подготовка к пуску велась в Николаеве, на аэр. Водопой, в обстановке строжайшей секретности. Пусковой экипаж ходил в Николаеве только в гражданской одежде. Руководителем сборов был начальник 33-го УЦ Авиации ВМФ ГСС генерал-лейтенант И.Т.Карпенко.
В марте 1964 г. 8 экипажей Ту-16 полка совершили беспосадочный перелёт на ТОФ с двумя дозаправками топливом в воздухе. В эти же годы практиковались перелёты эскадрилий ракетоносцев из Крыма на Север, где на полигоне ВВС СФ «Лумбовка» выполнялся тактический пуск АКР. После этого самолёты, с двумя дозаправками топливом в воздухе, перелетали на Каспий, где также выполняли тактический ракетный удар на полигоне «Ахтуба», с последующей посадкой на своем аэродроме. Общее время беспосадочного полёта составляло свыше 8 часов.
В 1965 г. в штат полка был введён самолёт Ту-104, который прослужил до начала 1980-х гг. Его пилотировали майор В.А.Герчио и капитан В. Дымов.
До 1966 г. в штатах управления полка имелся самолёт Як-12, который в том же году был передан в ДОСААФ. Вместо него в полк поступил самолёт Ан-2.
В декабре 1967 г., за заслуги в деле защиты Родины и в честь 50-летия СССР, указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награжден Почётным знаком.
С 1971 г. 5-й гв. ОМРАП вошёл в состав вновь сформированной 2-й гв. МРАД. В составе полка 1-я АЭ имела самолёты Ту-16к-10-26, 2-я АЭ — Ту-16к-26, и 3-я АЭ — Ту-16спс, Ту-16е.
В 1974 г., в честь 30-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, полк был награждён памятной медалью ЦК Компартии Украины.
К 1985 г. 5-й гв. МРАП перевооружился с Ту-16 сразу на самолёты Ту-22м3, минуя «двойки».
В преддверии 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне, в 1985 г. командование ВВС ЧФ возбудило ходатайство о награждении полка за заслуги в годы войны и в послевоенное время орденом Красного Знамени. Однако при вручении награды личный состав полка, уже заготовивший различные значки и вымпелы с почётным названием «Гвардейский Констанцский Краснознамённый» с удивлением узнал, что 4 мая полк удостоен ордена Отечественной Войны I степени…
На 1992 г. в составе полка имелось 20 самолётов Ту-22м3 и 15 самолётов Ту-16 различных модификаций.
15 ноября 1994 г., в день своего рождения, 5-й гв. МРАП, базирующийся на аэр. Весёлое в Крыму, был расформирован. Самолёты Ту-22м3 сначала передали в 943-й МРАП, а после расформирования и этого полка 19 самолётов отошли России, а 20 самолётов — Украине. Впоследствии российские Ту-22м3 передали в 444-й ЦБП и ПЛС ВВС ВМФ и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ.
В послевоенной истории полка имели место следующие тяжёлые авиационные происшествия:
— 17 ноября 1978 г., при заходе на посадку, в СМУ, на аэр. Весёлое столкнулся с землей, разрушился и сгорел самолёт Ту-16, пилотируемый заместителем командира эскадрильи майором А.Н.Вишневским, с инструктором — заместителем командира полка подполковником Н.П.Фёдоровым. Лётчики Вишневский, Фёдоров и второй штурман ст. лейтенант Н.И.Кабарухин погибли, остальные члены экипажа остались живы;
— 21 августа 1992 г., при полёте в районе аэр. Весёлое, на самолёте Ту-22м3, пилотируемом майором А.А.Рылиным, произошёл пожар из-за воспламенения топлива, вытекающего из бака. Самолёт стал неуправляем по крену. Экипаж, в составе: командир майор А.А.Рылин, инструктор майор С.М.Пьянзин, штурман корабля капитан В.В.Романенко, штурман-оператор лейтенант Кудзиев, катапультировался. Самолёт разбился, экипаж невредим.
В годы Великой Отечественной войны 11 авиаторов полка были удостоены звания Героя Советского Союза: Ф.Н.Аглотков, С.П.Дуплий, А.И.Жестков, В.П.Канарев, И.И.Киценко, Е.А.Лобанов, В.И.Минаков, Д.М.Минчугов, А.Ф.Толмачёв, Г.Г.Черниенко.
На вооружении полка состояли самолёты: ДБ-3б, Ил-4, Ту-14т, Ту-16т, Ту-16к, Ту-16спс, Ту-16е, Ту-22м3, Ту-104, Як-12.
В разные годы авиаполк был известен под следующими наименованиями:
5-й гвардейский морской ракетоносный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк
5-й гвардейский отдельный морской ракетоносный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк
5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк дальнего действия
5-й гвардейский тяжелобомбардировочный Констанцский авиационный полк специального назначения
5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк
2-й минно-торпедный авиационный полк
35-я минно-торпедная авиационная эскадрилья
Командиры полка:
А.Г.Биба (октябрь 1939 г. — ноябрь 1941 г.);
ГСС Н.А.Токарев (ноябрь 1941 г. — октябрь 1942 г., погиб);
ГСС В.П.Канарев (октябрь 1942 г. — сентябрь 1943 г.);
Г.П.Поплавский (октябрь-декабрь 1943 г.);
М.И.Буркин (март-ноябрь 1944 г.);
А.А.Нагаев (1944-1946 гг.);
Н.Д.Саликов (май 1946 г. —июнь 1947 г.);
В.М.Дубина (1957-1963 гг.);
Дятлов (1963-1964 гг.);
И.Войцицкий (1965-1970 гг.);
В.И.Гришин (1970-1975 гг.);
Г.К.Тхоржевский (1975-1976 гг.);
И.Г.Новиков (1976-1979 гг.);
Ю.Г.Заря (1979-1981 гг.);
Ю.И.Лазарев (с 1981 г.);
П.А.Гудымов (до 1988 г.);
В.Г.Андреев (1988-1991 гг.);
С.М.Винокуров (1991-1993 гг.);
С.Ю.Орлов (1993-1994 гг.).


Источники:
• Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.


Примечания:
1. В книге М.Морозова «Морская торпедоносная авиация» указано, что первый такой вылет должен был состояться 8 июня 1944 г., но перед ним лётчик В.Минаков распорядился снять со своего самолёта антенну РЛС, и поиск при помощи «Гнейс-2» не производился. Реально РЛС была использована в вылете только 23 июля. [ ]
2. В своей автобиографии ГСС А.В.Пресняков, бывший в то время заместителем командира 5-го гв. МТАП пишет, что полк начал перевооружаться на Ту-14 и Ил-28 сразу с Ил-4… [ ]
Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/5-jj-gvardejjskijj-minno-torpednyjj-konstancskijj-aviacionnyjj-polk.html