Дважды представлен: тот кто достоин быть Героем!…

Убедительно просим поддержать проект тех, кто реально может помочь. Кто имеет возможность представлять на в «коридорах власти» и кто, кроме доброго слова и совета, может продвинуть его на то уровень, где возможно позитивное разрешение вопроса! 

Военно-исторический журнал «Military Крым» решил продолжить работу по теме возвращения в семьи наград героев войн. Речь идет не только и не столько о возвращении утерянных наград. Это гораздо более разноплановое мероприятие.  мы уже проводили аналогичные два года назад, когда в семьи офицеров и солдат 51-го пехотного Литовского и Крымского конного полков были переданы копии награда и полковых знаком, которыми награждались их предки. К сожалению, у нас нет таких административных возможностей и совершенно нет финансовых средств для развития проекта. Но есть желание и, согласитесь, это уже немало. Сейчас мы начинаем поддержку дела, начатого нашими коллегами из Анапского дайв-клуба «Поиск», который  проводит сбор документов с целью ходатайства о присвоении лейтенанту Николаю Савве звания «Героя России» (посмертно). Наш коллега Сергей Соловьев провел сбор документов в Санкт-Петербурге в Центральном Военно-Морском Архиве в Гатчине. Николай Савва в июле 1941 г. открыл боевой счет 32-го (позже 11 -го гвардейского) истребительного авиаполка (он же открыл боевой счет ВВС Черноморского флота). В октябре 1941 г. совершил воздушный таран в районе Балаклавы. На его боевом счету к моменту гибели в авиакатастрофе было более десятка вражеских самолетов. Летчик дважды представлялся к званию Героя Советского союза: первый раз после тарана в октябре 1941, второй — в 1968 г. (посмертно), но это звание ему так и не было присвоено. В настоящее время в Джанкойском районе в поселке Азовский проживают родственники офицера, в школе поселка Азовский создан мемориал, школе присвоено его имя. Работа «Дважды представленный» написана правнучкой летчика.

Много прошло с тех пор, как прогремели залпы Победы. Но в памяти народной всегда будут жить великие ратные подвиги доблестных сынов и дочерей нашей Родины, ставших на защиту нашего Отечества, отстоявших его свободу и независимость, спасших народы мира от фашистского ига.
Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для советского народа. Все нации и народности нашей страны поднялись на защиту родной земли, отчего дома.
Во время Великой отечественной войны Крым стал ареной ожесточенный и тяжелейших боев. Это объяснялось его большим военно-политическим и стратегическим значением [5, стр.8]. Развивая во второй половине октября 1941 г. наступление на Крым немецко-фашистское командование понимало, что овладение им позволит контролировать значительную часть Черного и Азовского морей, откроет кратчайший путь к Кавказу.
Полуостров представлял собой превосходный плацдарм для базирования флота и авиации. Не один раз советские моряки и летчики наносили отсюда удары по нефтеносным районам и портам союзника Германии — Румынии. Гитлер на совещании 6 августа 1941 г. назвал Крым «авианосцем Советского Союза в его борьбе против румынской нефти». Он требовал быстрого овладения им [6, стр.5]. Борьба за Крым носила ожесточенный характер. Вечной славой покрыли себя защитники города героя Севастополя [5, стр.6].
Война ушла в прошлое. Но героические подвиги, совершенные сыновьями и дочерьми Советской Родины, в суровые годы борьбы против фашизма навечно золотыми буквами вписаны в славную летопись исторических свершений нашего народа. Несчесть ратных подвигов воинов партизан и подпольщиков. В летописи славы и мужества нашего народа более 12 тысяч имен Героев Советского Союза, 104 гражданина СССР удостоены этого высшего звания дважды. Среди них – уроженцы земли крымской: мужественный полярник И.Д. Папанин и воздушный ас Амет-хан Султан. В суровые годы минувшей войны крымчане отважно сражались на различных фронтах против гитлеровских захватчиков, многие пали на полях сражения, но имена и подвиги героев бессмертны. На примерах мужества и верности Родине воспитываются молодое поколение, и тема героизма будет всегда быть актуальна.
В бурном кипении горячих боевых дней на бесчисленных фронтовых дорогах затерялись следы многих крымчан, чьи имена отмечены высшим знаком воинской доблести [9, стр.5].
История свидетельствует: подвиги героев бессмертны, они живут в памяти людей и передаются из поколения в поколение, являются выражением мужества и самоотверженности во имя родины.
Одним из таких героев является крымчанин, летчик-истребитель Савва Н.И. Во время боевых действий Николай Иванович Савва был представлен к званию Героя Советского Союза, но самолет, на котором находились документы, был сбит фашистами.
Именем Саввы названа улица п.Азовское, на которой он жил. В школе поселка Азовское была подготовлена экспозиция, посвященная подвигам соотечественников, значительная часть ее отведена Савве Н.И. Были изучены семейные архивы Саввы. Экспозиции, рассказывающие о подвигах Н.И. Саввы, есть в музеях Севастополя, Симферополя и Киева.

Авиация Черноморского флота в боях за Крым
В годы войны морская авиация была одной из основных сил флота. В состав авиации Черноморского флота входили: 4 авиадивизии (1-я минно-торпедная, 13-я пикировочная, 11-я штурмовая, 4-я истребительная), два отдельных авиаполка и несколько эскадрильей.
К началу ВОВ морская авиация ЧФ имела в своем составе 632 боевых самолета: 346 истребителей (И-15, И-16, И-153), 136 бомбардировщиков (ДБ-3Ф, СБ), 150 самолетов амфибий (БР-2, ГСТ), 16 самолетов МиГ-3. Новые типы самолетов Пе-2, Ил-2, ЛаГГ-3, Як-1 и другие стали поступать в ходе войны. Всего военно-воздушные силы ЧФ насчитывали 654 летчика, из которых 232 только перед войной окончили авиационное училище. Авиация ЧФ базировалась на 61 сухопутном и 15 морских аэродромах. Из них в Крыму 23 сухопутных и 7 морских аэродромов [4, стр.51,52]. Поскольку к ноябрю 1941 г. основные аэродромы Крыма были утрачены, и авиация ЧФ перебазировалась на аэродромы Северного Кавказа и Кавказское побережье Черного моря, в главной базе специально создавалась севастопольская авиагруппа, на которую возлагалось прикрытие базы с воздуха и авиационная поддержка войск гарнизона. На 1 ноября в авиагруппе было 82 самолета (51 колесный, 31 лодочный), в том числе, 41 истребитель, 31 разведчик и 10 штурмовиков. Командование авиагруппой было возложено на командира 8-го истребительного авиаполка полковника Юмашева И.И. [3, стр.94]. Экипажи наших самолетов выполняли следующие задачи:
• постановление минных заграждений
• бомбовые и торпедные удары по береговым объектам и морским судам
• прикрытие с воздуха своих баз, аэродромов и кораблей
• проводили разведку [1, стр.53].
За время обороны Севастополя летчики–черноморцы сбили десятки вражеских самолетов, совершили сотни боевых вылетов. В небе Севастополя ими были совершены несколько таранов, а младший Иванов дважды совершил этот героический подвиг. Летчики-черноморцы воевали в Севастополе в очень трудных условиях. Их аэродром на мысе Херсонес постоянно находился под обстрелом вражеской артиллерии. Не смотря на это все 250 дней обороны Севастополя летчики ЧФ героически воевали, каждый день совершая по несколько боевых вылетов.
Когда наступил 1944 г. и наши войска начали освобождение Крыма, летчики-черноморцы снова начали летать в крымском небе. За время Крымской наступательной операции авиация ЧФ совершила 6223 вылета. Было потоплено 147 кораблей и судов противника общим водоизмещением 140000 тон. В воздушных боях сбит 81 вражеский самолет. Одна дивизия и пять полков получили звание «гвардейских», несколько частей награждены орденом Красного Знамени, несколько авиасоединений удостоены наименований причерноморских городов. За мужество и героизм 61 летчику и штурману морской авиации ЧФ присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиги морских летчиков описаны в военной литературе, в газетных статьях, показаны в экспозициях музея в школьных комнатах боевой славы.
10 улиц города героя Севастополя носят имена героев авиаторов-черноморцев: Острякова, Степаненко, Коробова, Токарева, Михайлова, Иванова, Лобанова, Хрусталева, Кондашева, Саввы [1, стр.54]

Улица Николая Саввы, в Ленинском районе Севастополя, на Куликовом поле, за ул. Короленко. Возникла после Великой Отечественной войны и 22 декабря 1954 г. названа ул. Короленко. 15 апреля 1961 г. часть ул. Короленко была выделена в самостоятельную и названа ул. Н. Саввы.

Летчик истребитель Николай Иванович Савва 

Родился в 1916 году в Крымской области. Русский. Участник Великой Отечественной войны. Лётчик 32-го истребительного авиационного полка (62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота) комсомолец лейтенант Савва Н.И. 18 октября 1941 года в воздушном бою у города Балаклавы уничтожил тараном разведчик противника. Повреждённый самолёт посадил в море. Подобран катером. Награждён орденом Красного Знамени. Погиб в воздушном бою 17 марта 1942 года.
ЦВМА, ф. 1522, оп. 017442, д. 98, л. 7.
ЦВМА, личное дело №38732.

Николай Савва с дочерью

Савва Николай Иванович родился в 1916 году в городе Джанкое. В 1936 году по комсомольской путевке направлен в Ейское авиационное училище. В 1939 году он окончил училище и был направлен служить в 32-й истребительный авиаполк 62-й авиационной бригады. Начало ВОВ лейтенант Савва встретил летчиком первой эскадрильи 32 авиаполка. Полк базировался в Каче. С первых дней войны Николай Иванович вылетал на перехват вражеских самолетов, которые летели бомбить Севастополь. Он прикрывал на свое самолете наши корабли, сопровождал на боевые задания штурмовики и бомбардировщики, бомбил скопление танков, бронемашин [10, стр. 92] .
17 июля 1941 года лейтенант Савва дежурил у своего самолета в месте с механиком Сидоренко. Внезапно объявили тревогу. Со стороны Евпатории к главной базе приближался самолет – разведчик «Дорнье-215». Через несколько минут истребитель МиГ-3 набирал высоту. Развернувшись над главной базой, лейтенант Савва не обнаружил самолет противника и решил пройти вдоль того направления, откуда он, вероятнее всего, мог появиться. Летчик находился между Евпаторией и Тарханкутским маяком. Он хотел уже возвращаться на базу, когда вдруг на высоте 2500 метров заметил вражеского разведчика. Савва решил не дать уйти врагу, расстояние быстро сокращалось. Фашистский летчик изменил курс и решил уйти в сторону моря со снижением. На высоте всего лишь 50 метров от уровня моря Савва нагнал вражеский самолет и несколькими очередями подбил его. Машина задымилась и упала в море. Это был первый вражеский самолет, который сбил лейтенант Савва и также первый на счету 32 авиаполка.
За этот подвиг указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года лейтенант Савва Н.И. был награжден орденом Красного Знамени. Награду герою вручили 6 октября 1941 года.
В августе 1941 года Савва прикрывая наши корабли вступи в неравный воздушный бой с группой вражеских бомбардировщиков. На его самолете было повреждено оружие, но Савва продолжал атаки, пошел на таран врага. Фашистский летчик, прижатый к воде, уклоняясь от атаки, разбился о скалу [12].
26 сентября 1941 года Савва Н.И. над морем в районе мыса Тарханкут настиг вражеский бомбардировщик и с первой атаки сбил его.
Вылетая 18 октября 1941 года в паре со старшем лейтенантом Рыжовым Е.М. с Каченского аэродрома на отражение налета самолетов противника, Савва не предполагал, что на следующий день о нем будет знать весь Севастополь. Когда у лейтенанта Саввы закончились боеприпасы, он пошел на таран. Врага он сбил, а свой самолет смог приводнить в 15 километрах от Балаклавы. Оказавшись в море без средств спасения, он более 2 часов боролся со стихией. Обессилевшего летчика подобрал подошедший катер.
Длительное пребывание в холодной морской воде не прошло бесследно у него началось воспаление легких. Врачи спасли отважного героя [11]. За этот подвиг лейтенанта Савву Н.И. представили к званию Героя Советского Союза, но эту награду в годы войны летчик так и не получил.
Еще в начале войны летчик Е.М. Рыжов таранил в Севастопольском небе фашистский самолет. 18 октября его подвиг повтори лейтенант Н.И. Савва [4, стр. 51].
В те дни многие говорили о блестящих таранах летчиков Рыжова и Саввы, а командующий Черноморской авиацией генерал Н.А.Остряков, сам пилот изумительной храбрости, в одной из своих стаей о совершивших таран писал: «Неувядаемой славой увенчаны имена таранщиков летчиков Рыжова и Саввы. Люди железной воли, не знающие страха, он в своем неукротимом стремлении уничтожить врага, идут на риск, жертвуют собой во имя родины. На таран способен только советский летчик» [2, стр.38,39].
После выздоровления, возвратившись в свой полк, старший лейтенант Савва не смог получить самолет – их не было. Тогда отважный летчик решил, рискуя жизнью добыть боевую машину из под носа врага. Вместе с авиамехаником Иволгой он едет на Качинский аэродром, уже находившийся под обстрелом врага, где стоял на ремонте самолет МиГ-3. Ремонт самолета закончили, но не успели провести испытания и хотели просто взорвать. На аэродроме Савва обнаружил еще и учебный самолет. Посадив в него товарища, показав ему, как нужно управлять машиной при взлете и посадке, сам садится на МиГ- 3. Под шквальным огнем буквально над головами фашистов они перелетают на Херсонесский аэродром[11].
1 ноября 1941 года, вместе со старшим лейтенантом Рыжовым, Савва, на спасенном самолете, прикрывают два самолета Як-1, на которых вели разведку командир 32-го авиаполка майор Павлов и инспектор Военно-воздушных Сил ЧФ майор Наумов. В районе Бахчисарая они вступили в бой с 6 самолетами противника. В этом бою Савва сбил свой пятый самолет [12].
4 ноября 1941 года Савва вместе с другими летчиками своего полка отражал налет 18 вражеских бомбардировщиков на 30-ю батарею, Николай Иванович сбил один самолет, но и его машина была подбита, и он вынужден был покинуть горящую машину.
12 ноября 1941 г. на отражение налета 36 фашистских самолетов вылетели Савва и младший лейтенант Иванов. В этом бою Савва сбил два вражеских самолета, а младший лейтенант Иванов одного таранил.
В середине ноября 1941 года Савва переброшен с Херсонесского аэродрома на Большую землю – аэродром Анапа, с состав в состав 7-го истребительного полка. В этом полку он командовал звеном. Отсюда Савва со своими товарищами вылетал на прикрытие кораблей, военно-морских баз и городов, сопровождал корабли с десантниками в Керчь и Феодосию в декабре 1941 года.

 Из книги А.П.Дорохова «Крылатые защитники Севастополя» (Симферополь: Таврия, 1981 г.): «Однажды Савва вогнал в скалу самолет противника. В тот день одномоторные бомбардировщики «Юнкерс-87» в сопровождении истребителей «Мессершмитт-109» группами шли к городу. У «юнкерсов» шасси не убирались. Чтобы уменьшить сопротивляемость воздуха в полете, у них были обтекатели, похожие на лапти. Поэтому наши острословы прозвали эти самолеты «лаптежниками».
Старший лейтенант Семен Карасев, его ведомые Евграф Рыжов и Николай Савва атаковали фашистов. Те ответили огнем. Пулеметная очередь прошила фюзеляж и кабину истребителя МиГ-3 лейтенанта Саввы. И все же летчик не вышел из боя. Он сделал резкий разворот и стремительно понесся на один из «лаптежников». Когда дистанция сократилась настолько, что промах был исключен, Савва нажал на гашетку. Но оба пулемета молчали. Как потом выяснилось, они были повреждены огнем противника.
Тогда Николай решил имитировать атаки. Умело маневрируя, он несколько раз заходил в хвост Ю-87. Стрелок «юнкерса» яростно защищался. Внезапно он прекратил огонь. Видимо, закончился боезапас. Используя столь благоприятную ситуацию, Савва на большой скорости проносился в нескольких метрах от бомбардировщика. Вражеский летчик пытался оторваться от наседавшего истребителя и вел машину в крутое пике, из которого так и не вышел. Ю-87 врезался в скалу и разбился».

16 и 17 декабря 1941 года над Таманским полуостровом он сбивает еще два вражеских самолета. Свой последний 10 самолет Николай Иванович сбил 10 января над Новороссийском[11].
14 января 1942 года, вылетая на боевое задание в сложных метеорологических условиях Н.И.Савва погиб.
В общей сложности Савва совершил более 100 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, сбил 10 фашистских самолетов, один из них тараном [10, стр.93]. Похоронен в Анапе.
Учитывая заслуги перед родиной, храброго летчи дважды представляли к званию Героя Советского Союза. Первый раз в 1941 году за таран немецкого самолета, второй раз посмертно в 1968 году [12]. Но, к сожалению, представление не было удовлетворено. Многие, тогда еще живые, ветераны, оборонявшие Севастополь считали, что Савва удостоен этого звания.
В книге Борисова Б.А. «Оборона Севастополя» написано: «Остряков был любимцем черноморских летчиков. У него учились, ему стремились подражать. В числе его учеников были Герои Советского Союза: гроза немецких аэродромов штурмовик капитан Губрий, истребитель Карасев, бесстрашный лейтенант Савва, прославившийся своим тараном…» [2, стр.142].
Борисов Б.А. в 1941-1942 годах был первым секретарем севастопольского горкома партии.
В 1968 году группа офицеров и генералов Героев Советского Союза, ветеранов авиации ЧФ обратились с письмом к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу с ходатайством о присвоении Н.И. Савве звания Героя Советского Союза посмертно. В ответе на письмо было сказано, что в мирное время звание Героя Советского Союза не дается. Справедливость так и не восторжествовала.

Истребитель МиГ-3: на такой машине воевал в небе Крыма старший лейтенант Николай Савва

Список побед в воздушных боях ст. лейтенанта Саввы Н.И. 

Дата бояТип сбитого

самолета

Район, где был сбит самолет
117 июля 1941годаДорнье-215р-н Тарханкутского мыса
2август 1941годаДорнье-215г. Саки
326 сентября 1941 годаХе-111мыс Тарханкут
417 октября 1941 годаДорнье-215г. Балаклава
51 ноября 1941 годаМЕ-109г.Бахчисарай
64 ноября 1941 годаЮ-8730-я батарея
712 ноября 1941 годаХе-111г.Севастополь
816 декабря 1941 годаМЕ-109Таманский полуостров
917декабря 1941 годаЮ-88Таманский полуостров
1010 января 1942 годаЮ-88г.Новороссийск

Заключение
Десятки лет отделяют нас от событий 1945 года, когда был произведен долгожданный салют Великой Победы. Война ушла в прошлое, но героические подвиги, совершенные сыновьями и дочерьми Советской Родины в суровые годы борьбы против фашистов, навеки золотыми буквами вписаны в славную летопись исторических свершений нашего народа [8, стр.11].
Как ни странно, даже через 60 лет после победы нельзя найти точный полный ответ о людях совершивших бессмертный подвиг на территории Крыма и представленных к званию Героя Советского Союза. В разных источниках указывается разное количество представленных и награжденных солдат и офицеров, которые совершили свой подвиг на территории Крыма в годы войны. В одной книге написано: «Звание Героя Советского Союза удостоены 533 защитника и освободителя Крыма, из них 120 посмертно» [6, стр.7]. В другой – «За проявленное мужество и отвагу в сражении за Крым свыше 350 солдат и офицеров удостоены звания Героя Советского Союза» [8, стр.15].
Сегодня невозможно дать точный и полный ответ на вопрос: сколько же действительно человек представлено и удостоено звания Героя Советского Союза за участие в боях за Крым. Не все, представленные к этому высокому званию получили его. На это есть разные причины: терялись документы, откладывалось представление и т.д. Так случилось и с Николаем Саввой.
При сборе документов о боевом пути Н.И.Саввы наиболее полно и всесторонне освещены подвиги нашего земляка, которые доказывают, что за 10 сбитых самолетов противника и один воздушный таран летчик достоин присвоения ему звания Героя Советского Союза.
Сейчас это звание нужно не ему. Оно необходимо для восстановления справедливости и воспитания молодого поколения.

Автор: Юдина Мария, кандидат в действительные лены МАН, ученица 9 класса, Азовской ОШ Руководитель: Долгая Е.А. учитель истории Азовской ОШ.

ЛИТЕРАТУРА
1. Баженов В.Л. Крым- земля героическая. — Симферополь.: Таврия, 2004
1. Борисов Б.А. Подвиг Севастополя.– Симферополь.: Крым,1970.
2. Ванеев П.И. Севастополь 1941-1942.Хроника героической обороны Крыма. – Киев.: Украина, 1995.
3. Гармаш Л. Севастополь. – Симферополь.: Крым, 1968.
4. Горькая память войны.- Симферополь, 1995.
5. Крым в Великой Отечественной войне 1941-1945.-Симферополь.: Таврия, 1994.
6. Негробов Н.Д. Легендарный Севастополь.- М.: Просвещение, 1958.
7. Очерки истории Крымской областной партийной организации.- Симферополь.: Таврия, 1981.
8. Третьяков. Звезды немеркнущей славы.- Симферополь.: Таврия, 1984
9. Чебанюк З., Шоран Л. Улицы героев Севастополя.- Симферополь.: Таврия, 1968.
10. Документы экспозиции Н.И. Саввы. — музей Азовской ОШ
11. Личный архив семьи Саввы.