П.Ляшук (Севастополь)

Приказ Российскому флоту

Один из интересных документов Крымской войны приказ Российскому флоту изданный императором Александром II буквально спустя несколько дней после падения Севастополя и переходе гарнизона крепости на Северную сторону. Документ интересен прежде всего той эмоциональностью, которой наполнены его строки, а также личным участием самодержца защитникам .

Приказ Российскому флоту
(орфография современная)
Царское село; 30-го августа 1855 года.

Долговременная, едва ли не беспримерная в военных летописях оборона Севастополя, обратила на себя внимание не только России, но и всей Европы. Она с самого начала поставила его защитников на ряду с героями, наиболее прославившими наше отечество. В течение одиннадцати месяцев гарнизон Севастопольский оспаривал у сильных неприятелей каждый шаг родной, окружавшей город земли, и каждое из действий его было ознаменовано подвигами блистательной храбрости. Четырехкратно возобновляемое жестокое бомбардирование, коего огонь справедливо именуем адским, колебало стены наших твердынь, но не могло потрясти и умалить постоянного усердия защитников их. С неодолимым мужеством, с самоотвержением достойным воинов-Христиан, они поражали врагов, или гибли, не помышляя о сдаче. Но есть невозможное и для героев. – 27-го сего месяца, после отбития шести отчаянных приступов, неприятель успел овладеть важным Корниловым бастионом, и Главнокомандующий Крымской армиею, щадя драгоценную своих сподвижников кровь, которая в сем положении была бы уже без пользы проливаема, решился перейти на Северную сторону города, оставив осаждающему неприятелю одне окровавленные развалины.
Скорбя душою о потере столь многих доблестных воинов, принесших жизнь свою в жертву Отечеству, и с благоговением покоряясь судьбам Всевышнего, Коему не угодно было увенчать их подвиги полным успехом, Я признаю святою для СЕБЯ обязанностию изъявить, и в сем случае от ИМЕНИ МОЕГО и всей России живейшую признательность гарнизону Севастопольскому, за неутомимые труды его и за кровь пролитую в сей почти целый год продолжавшейся защиты, сооруженных им же в немногие дни укреплений. Ныне сии испытанные герои, служа предметом общего уважения своих товарищей явят без сомнения новые примеры тех же воинских доблестей; — Вместе с ними и подобно им, все наши войска, с тою же беспредельною верою в Провидение, с той же пламенною любовью ко МНЕ и родному нашему краю, везде и всегда будут твердо встречать врагов, посягающих на Святыни наши, на честь и целость Отечества, а имя Севастополя, столь многими страданиями купившего себе бессмертную славу, и имена защитников его, пребудут вечно в памяти и сердцах всех Русских, совокупно с именами героев прославившимися в битвах под Чесмой и Синопом».
На подлинном Собственною
Его Императорского Величества рукою
Написано: «АЛЕКСАНДР»