М. Хайрулин (Москва)

Врангелевская авиация в борьбе с аэростатами Красного Воздушного флота в Северной Таврии в 1920 г.

 

В Гражданской войне обе воюющие стороны активно использовали змейковые аэростаты, как для разведки, так и корректировки артиллерийского огня. Противник любыми средствами пытался уничтожить «ненавистные красные колбасы». Особенно острый характер приняла борьба с аэростатами на врангелевском фронте весной-летом 1920 г. В условиях равнинной местности Северной Таврии, видящие на много километров красные баллоны приносили большие неприятности врагу.

 

С весны 1920 года на врангелевском фронте действовало два воздухоплавательных отряда Красного Воздушного флота. Первым выступил на фронт 8-й воздухотряд и с 17 марта 1920 г. начал работать на Сивашском направлении на ст.Ново-Алексеевка (с мая — с 85-м тяжелым бронепоездом под командованием Полупанова). Второй отряд, 9-й воздухоплавательный, с 13 апреля 1920 г. начал боевую работу в Григорьевке, в 120 км от линии железной дороги. Он корректировал огонь тяжелой артиллерии на Перекопском направлении.

В Джанкое противник имел Крымскую Боевую авиагруппу в составе 4-го, 5-го и 8-го авиаотрядов, на вооружении которых находились самолеты различных типов: 12 «Де Хэвиллендов»[i], «Ньюпор» «Анасаль» и «Эльфауге». В Армянске базировалось артиллерийское отделение 3-го авиаотряда, состоявшее из двух «Ариэйтов», «Анасаля» и «Моран-Парасоля». Южнее Армянска, в Сарыбаше находился 1-й авиационный имени генерала Алексеева отряд (6 «Де Хэвиллендов»), который контролировал Перекопский участок фронта.

Таким образом, в районах базирования красных аэростатов могло действовать свыше 20 самолетов противника.

Уничтожение аэростата было делом непростым. Красный воздухоплаватель Н.Д.Анощенко писал, что «вывести его из строя можно было двумя способами: либо сжечь аэростат, либо настолько повредить его оболочку, чтобы потеря газа через пробоины не позволила ему держаться в воздухе на большой высоте… Пулеметный огонь самолета обычно не наносил крупных повреждений, так как пулевые пробоины в оболочке почти самостоятельно затягивались прорезиненной материей. … Кроме того, пулевые отверстия в оболочке аэростата на биваке легко и быстро заклеивали воздухоплаватели. … Наибольшие потери несли аэростаты от зажигательной жидкости, выливаемой на них с самолетов противника и от сбрасываемых ими ракет и бомб».

Первую потерю от авиации противника понес 8-й воздухотряд. 3/16 апреля[ii] осколками бомб, разорвавшихся в 10-15 шагах, аэростат был пробит в 25-ти местах и разбит газгольдер. Оболочка «Како»[iii] пришла в полную негодность. В этот день летали экипажи 4-го авиаотряда (пилоты подпоручик Байдак, есаул Форапонов) и 5-го авиаотряда (пилоты: подпоручик Овцын, поручик Толокнов и подпоручик Шлабович). Донесений не сохранилось и, вероятно, об этой победе белые так и не узнали.

На следующий день, 4/17 апреля, пострадал другой отряд: «во время подъема аэростата 9-го воздухотряда самолетом противника [из 5-го авиаотряда] брошена бомба, осколками которой аэростат пробит в 200 местах и приведен в совершенную негодность». Четыре раза за этот месяц отряд подвергался нападениям самолетов противника, которыми было сброшено 12 бомб и выпущено 20 зажигательных ракет.

18 апреля / 1 мая 1920 г. аэростат 8-го воздухотряда успешно корректировал стрельбу бронепоезда №85 по четырем бронепоездам противника и тяжелой батареи на станциях Сальково и Джимбулук. Вечером самолеты 4-го авиаотряда подпоручиков Байдака и Ольта атаковали баллон на биваке, сбросив 15 бомб и 20 зажигательных ракет. Оболочка повреждений не получила.

На другой день, 19 апреля / 2 мая 1920 г. в 15 ч 08 мин во время боевой разведки аэростата 8-го воздухотряда неприятельским самолетом были брошены 2 бомбы на поражение, осколками был перебит стальной трос на высоте 2 метров от лебедки и клапанная веревка аэростата. Наблюдатели, находившиеся в корзине военком отряда Иванов и краснофлотец Калацкий сбросились на парашютах, при чем Иванов зацепившись парашютом за хвостовую веревку аэростата, оборвал парашютную веревку у колпака и упав на землю с высоты 2000 м. разбился насмерть, а Калацкий благополучно спустился с высоты около 3000 м. в 7-ми верстах от стоянки бойотделения отряда. «Парсеваль»[iv] скрылся в направлении Ново-Алексеевка-Геническ и далее. В сводке Крымской боевой авиагруппы сообщалось:

«уничтожение аэростата блестяще выполнено доблестными летчиками 5-го авиаотряда подпоручиком Качан и летнабом подпоручиком Андроповым. По дополнительно полученным сведениям сброшенными бомбами 19/IV по аэростату у последнего был перебит трос, после чего аэростат оторвался и полетел в направлении Геническа. По сведениям, сообщенным офицером Клястицкого полка, наблюдавшим за бомбометанием, наблюдатели, находившиеся в гондоле аэростата, выбросились, причем у одного парашют не раскрылся».

Бывший летчик-наблюдатель 5-го авиаотряда подпоручик Сергей Покровский опубликовал в «Вестнике Воздушного Флота» за 1922 год статью «Работа белой авиации в Крыму и Северной Таврии в 1920 году». Он писал, что «одной из задач, возлагавшихся на авиацию, была борьба с аэростатами, применявшимися красными преимущественно для корректирования стрельбы бронепоездов. Успешности этой борьбы мешало отсутствие специальных (Ле-Приеровских) ракет. Поэтому был принят такой способ атаки: крупными бомбами разгонялась прислуга у лебедки и земных пулеметов, после чего самолет с минимальной дистанции обстреливал аэростат из пулемета. Однако, несмотря на применение зажигательных пуль, аэростаты не загорались. 19 апреля (2 мая) осколками сброшенной самолетом 5-го авиаотряда бомбы был перебит трос аэростата у ст. Рыково, и он ветром был снесен к Арабатской стрелке, где упал в море в расположение белых. 20 мая (2 июня) у Владимировки самолет 1-го авиаотряда сделал несколько десятков пулевых пробоин в оболочке аэростата, приведя его в полную негодность. Несмотря на отсутствие соответствующих технических средств, авиации все же удавалось сильно мешать работе аэростатов, которые обычно подтягивались к земле при появлении самолета».

Вскоре, 9-й воздухотряд ввел в строй свой второй аэростат, который продолжил боевую работу в Григорьевке и весьма мешал противнику.

1/14 и 2/15 мая «Ариэйт» артиллерийского отделения 3-го авиаотряда поручика Добровольского (с наблюдателями штабс-капитаном Ложкиным и поручиком Грицевичем) трижды вылетал на бомбардировку аэростата. После безрезультатных налетов командир отделения наблюдатель штабс-капитан Ложкин направил отчаянную записку в Сарыбаш командиру 1-го авиаотряда капитану Бордовскому: «Из Штадива Корниловской. Высылай немедленно сколько сможешь аппаратов. Висит колбаса на дороге от Первоконстантиновки к Владимировке. Захвати для нашего истребителя зажигательные стрелы и возможное количество 5-ти фунтовых бомб».

1-й авиаотряд в этот же день принял участие в охоте на аэростат. 2/15 мая два «Де Хэвилленда» вылетели из Сарыбаша для бомбардировки змейкового аэростата. Через два часа экипажи (Подпоручик Иванов с поручиком Плонским и подпоручик Гречишкин с подпоручиком Штырмером) вернулись обратно, не обнаружив аэростат.

5/18 мая капитан Бордовский с поручиком Кудиновым вечером обнаружили в Григорьевке аэростат. По нему было выпущено 200 патронов и пять 20-ти фунтовых бомб. Пилот писал в своем донесении: «3 раза атаковывал аэростат с высоты 100 сажен[v], отмечены близкие попадания».

На следующий день тот же экипаж вылетел утром на «бомбардирование неприятельского аэростата». В результате налета было израсходовано шесть бомб, 100 патронов и «бомбы сброшены близко от аэростата, повредив его и один газгольдер. Самолет обстрелян орудийным огнем. Пулевых пробоин из пулемета: в области капота мотора, правое нижнее и верхнее крыло, причем прострелен главный лонжерон верхнего крыла».

Аэростат не был поврежден, так как по сообщению красных «на бивак 9-го воздухотряда самолетом противника сброшено шесть бомб, потерь нет».

8/21 мая утром капитан Бордовский с поручиком Кудиновым вновь вылетели на бомбардирование неприятельского аэростата из Сарыбаша. В этот раз на него было потрачено 38 бомб общим весом 6п.10ф. и 200 патронов. Бордовский докладывал: «4 раза атаковал привязной аэростат на земле на высоте от 100 до 50 сажен. Сброшено 8 шт. по 25ф. и 30 шт. по 3ф. Замечены весьма отличные попадания больших бомб. Точно поврежден один аэростат и газгольдер, выпустивший содержимое». Действительно, урон был нанесен, но аэростат остался в строю: «На бивак аэростата 9-го воздухотряда самолетом противника сброшено шесть бомб, не причинивших вреда, а пулеметным огнем оболочка аэростата пробита в 40 местах. Остатки газа выпущены, приступлено к новому газодобыванию». После ремонта оболочки аэростат 28 мая снова был в воздухе.

9 мая / 1 июня 1920 капитан Бордовский, поручик Кудинов вновь совершили налет на аэростат. Бордовский доносил, что «3 раза атаковывал в воздухе на весьма близкой дистанции с пор. Кудиновым, расстреляв все патроны (400 штук) и сбросив пять бомб. Во время атак аэростата на высоте 50 сажен получен ряд пулевых пробоин: восемь возле сидения, области мотора и крыльев. Уничтожить не удалось, сильный обстрел из пулеметов».

Согласно донесению 9-го воздухоплавательного отряда от 1-го июня 1920 г. «аэростат 9-го воздухотряда был атакован самолетом противника, стрелявшим из пулемета и сбросившим пять бомб. Оболочка аэростата пробита в 49 местах, корзина в двух местах, бомбы упали в 50 шагах от лебедки без вреда. Аэростат выведен из строя».

Позже об этой победе узнали благодаря захваченным документам красных и отметили в приказе Начальника Авиации за №100 от 28 мая/10 июня: «Был атакован аэростат красных. Сброшенными бомбами сначала была разогнана прислуга у лебедки, после чего дерзкими и лихими атаками почти вплотную был расстрелян шар, который снизился и не поднимался уж до конца операции в Перекопском районе».

Подпоручик Иванов из 1-го авиаотряда, вылетевший утром 22 мая (4 июня) на разведку, тоже подтвердил победу капитана Бордовского и поручика Кудинова: «Газ из аэростата, что в Григорьевке совершенно выпущен. Около него замечено 5 наполненных газгольдеров. Над Строгановкой были атакованы 2 неприятельскими истребителями, сделавшими в самолете 5 пробоин».

Красные истребители 2-го дивизиона, базировавшиеся в Аскании-Нова, так и не смогли защитить свои аэростаты. Встречи носили случайный характер и в этот день возвращавшийся с разведки подпоручик Иванов столкнулся с двумя «Ньюпорами» 2-го истребительного авиадивизиона. Красвоенлет Гуляев писал об этом бое:  «Над Первоконстантиновкой замечен неприятельский самолет, по которому стреляла наша артиллерия; совместно с другим нашим самолетом [Васильченко из 6-го истр. авиаотряда] погнался за ним, догнал его над Владимировкой и завязал с ним бой, пикируя на него, стал обстреливать; после выпуска первой очереди патронов у меня заел пулемет [в патронник заскочило 2 патрона], который не удалось исправить и после чего мне нельзя было его обстреливать, но все таки гнался за ним; неприятельский самолет отстреливаясь уходил от д.Строгановки в Сивашский залив по направлению к своей территории, я шел за ним, но благодаря тому, что скорость неприятельского самолета больше, стал отставать, после чего я повернул обратно к себе на аэродром. Неприятельский самолет двухместный, по-видимому «Дейч-Левин».

Другой пилот, Васильченко докладывал о неудачной бое: «Атаковали вдвоем непр. самолет «Дейч-Левин» и он, отстреливаясь, уходил к себе в тыл. Бой продолжался 18 минут. Во время боя лопнул капот, и отстало полотно на верхней плоскости».

А.Матвеев в своей книге «Разбитые крылья» от лица белого пилота капитана «Ивана Ивановича» вспоминал о своей боевой работе в Северной Таврии:» — Приснилось, — ворчал Иван Иванович набирая высоту и не спуская глаз с все расширяющегося горизонта.

— А это тебе тоже приснилось? — и он впился всем своим существом в поднимающийся у противника привязной аэростат. — Колбаса, колбаса, — кричал он, — а мы все давно за тобой охотимся…

Попалась, не уйдешь! …

Его заметили. «Колбаса» начала медленно опускаться.

Голодным коршуном, почуявшим добычу, полетел он вниз к привязанному аэростату, не думая ни об опасности, ни о начальнике штаба, ни даже о своем намерении еще раз проверить проволочные заграждения.

— Не уйдешь! — кричал он, в унисон своему ревущему на полном газе мотору, и, включив два пулемета, видел как росла и приближалась цель. Огромный аэростат с желтыми и белыми полосами стал для него теперь неподвижным, но когда весь горизонт покрылся этим исполинским моржем с опущенными длинными тонкими веревками — усами, он дал руль немного вниз и пролетел под ним. Видел, как внизу у лебедки аэростата бегали люди, поднимая кверху черные дула винтовок…

Резко повернул и бросил одну за другой пять бомб.

Возле лебедки стало пусто. Аэростат висел беспомощный, важный, немой, а под ним в корзине, метался во все стороны человек с ручным пулеметом, все время поглядывая то вверх, где ревел мотор аэроплана, то вниз, где у лебедки были люди, а теперь лежали серые фигуры, казавшиеся сверху разбросанной ветошью.

Иван Иванович спустился до высоты «колбасы» и начал ее расстреливать в упор. Человек в корзине направляя свой пулемет па летавший вокруг него, как назойливая муха, аэроплан с красным бубновым тузом, стрелял не переставая.

— Собьет, пожалуй, — кольнула мысль и как ответ движение руля вниз под аэростат. — Жутко, — рассказывал Иван Иванович, — когда с бешенной быстротой приближаешься к фигуре человека и видишь как дуло его пулемета дымит тебе прямо в лицо…

Как я не ударился о корзину, как не зацепился о тросе «колбасы» — не знаю…

Отлетел в сторону, хотел еще раз обстрелять, уже прогнувшийся в середине, аэростат, но увидел как он медленно сползал вниз к лебедке. Корзина стукнулась о землю, аэростат вздрогнул, хотел подняться, но обессиленный повалился на бок и лег на зеленый луг, как громадная околевшая корова с вздутым животом…

— Тоже приснилось, — зло улыбнулся Иван Иванович, держа направление к себе на аэродром.

Пролетел еще раз над окопами противника.

«Сбил неприятельский привязной аэростат. …»

При наступлении была захвачена канцелярия красного латышского полка, а с ней и оперативная сводка:

«Вчера, во время атаки неприятельским самолетом нашего аэростата, последний пробит пулями в 160 местах и корзина в двух местах. Противником брошено 5 бомб, упавших в 20 саженях от лебедки аэростата»…

— Твою работу товарищи зафиксировали математически точно, — показывали Ивану Ивановичу офицеры его отряда оперативную сводку. — Сколько у тебя патронов было. Неужели хочешь и приз за стрельбу получить? …

— Сто шестьдесят два попадания на 250! … Здорово!

— Не помню, отстаньте…»

Прототипом «Иван Ивановича» был без сомнений командир 1-го авиаотряда капитан Иван Михайлович Бордовский.

На другом участке фронта, Сивашском, по линии железной дороги действовал другой аэростат, из 8-го воздухотряда, на который продолжались нападения самолетов противника.

14/27 мая в сводке Крымской боевой авиагруппы сообщалось: «Около 17 1/2 ч верстах в 4-х к северу от ст. Рыково наш самолет нагнал поезд из 4 вагонов, увозивших аэростат противника к северу. В 9 ч утра этот аэростат наблюдался привязанным на 150-200 м от земли у дер.Н.Алексеевка. Сброшено 11 п. бомб по аэростату и на Н.Алексеевку».

24 мая / 6 июня 1920 г. при переезде на ст.Рыково аэростат 8-го воздухотряда был атакован неприятельским самолетом, бросившим одну бомбу, не доезжая Ново-Алексеевки аэростат вторично был атакован самолетами противника. Для наблюдения поднимался Начальник 46-й дивизии Ю.В.Саблин, подвергаясь смертельной опасности.

25 мая / 7 июня началось известное наступление 1-го корпуса генерала Кутепова. В этот день 9-й воздухотряд начал отход с Перекопского участка в Александровск. За все время пребывания на фронте 13-й красной армии он потерял две оболочки. 8-й воздухотряд в день наступления белых работал на ст.Акимовка.

9 июня на стол Начальника Красного Воздушного Флота лег доклад о состоянии дел воздухотрядов на врангелевском фронте. В нем в частности говорилось: «продуктивность боеработы отрядов зависит в основном от охраны аэростатов нашими самолетами, так как у противника сильно развита авиация. Самолеты противника все время совершают усиленные налеты на аэростаты, как на биваке, так и на подъемах бросают бомбы, обстреливают из пулеметов, обливают вонючей жидкостью. … Работа воздухотрядов с бронепоездами и полевыми батареями крайне необходима на фронте, а работать совершенно невозможно, и продуктивность может быть только тогда, когда наша авиация будет сильна настолько, чтобы могла охранить аэростаты от налетов самолетов противника, когда только будет видна боеработа воздухотрядов и продуктивность ее. … За апрель и май месяцы от неприятельской авиации наши южные воздухотряды, работающие на Крымском направлении потеряли 4 аэростата (из них 2 «Како»), что представляет громадную ценность. Во избежание дальнейшего уничтожения противником ценного Народного имущества и создания более нормальных условий боеработы наших воздухотрядов прошу, если это возможно по общестратегическим условиям, усилить охрану наших аэростатов патрулированием самолетов или другими средствами». 

Боевая работа воздухотрядов Красного Воздушного Флота В Северной Таврии в 1920 г. Количество и общая продолжительность подъемов. 

Месяц8-й воздухотряд9-й воздухотряд
апрельнет данных11=9ч20мин
май21=47ч49мин10=16ч10мин
июнь30=110ч15миннет данных
июль57=120ч05мин
август68=158ч56мин

Начиная с июня 1920 г. воздухотряды красных в Северной Таврии по имеющимся данным, больше не несли потерь от действий врангелевских самолетов. 8-й отряд в июле-августе продолжал свои подъемы. Всего в боевых действиях на юге России отряд потерял четыре оболочки: первая была уничтожена бомбами 16-го апреля, вторая погибла во время бури 24-го апреля, третья во время налета 2-го мая и последняя была разбита артиллерией 2-го августа. Командир отряда И.И.Рюмшин был награжден орденом Красного Знамени.

9-й отряд потерял на фронте два аэростата. Он первым из всех воздухотрядов был награжден Почетным революционным Красным знаменем за боевую работу на врангелевском фронте при 6-й армии в сентябре-декабре 1920 г. Было совершено 100 подъемов общей продолжительностью 271ч33мин. За этот период самолеты противника сбросили до 30 бомб, массу зажигательных ракет и вели постоянный обстрел из пулеметов, но безрезультатно. Командир отряда П.Ф.Федосеенко и комиссар П.Г.Золотов были награждены орденом Красного Знамени.


[i] Английские самолеты типа DH.9, фирмы De Havilland. В своих отчетах врангелевские летчики именовали их «Гавеляндами». Вооружение: один синхронный пулемет «Виккерс» 7,7 мм  и один или два пулемета «Льюис» 7,7 мм в задней кабине, установленных на круговой турели Скарффа. Бомбовая нагрузка до 209 кг.

[ii] В связи с тем, что белые и красные использовали разную датировку в своей документации, то удобней было бы приводить в данной публикации двойные даты. Первая — по старому стилю,  вторая — по новому стилю.

[iii] В апреле 1915 года капитан французской воздухоплавательной службы Како сконструировал бесхвостый аэростат. Этот аэростат имел яйцеобразную удобообтекаемую форму с тремя пневматическими плавниками. К этому аэростату по желанию можно было подвешивать одну или две корзины наблюдателей. В 1916 году аэростаты «Како» поступили на вооружение французской армии. Аэростаты «Како» вызвали настоящий ажиотаж у русских воздухоплавателей. Имея меньший, чем у «Парсеваля», объем, они, тем не менее, поднимались выше их — на высоту до 1 500 метров. В российской, а затем и Красной армиях были только несколько штук аэростатов «Како» модификации «М».

Характеристики

Объем (куб.м) 930.

Длина аэростата (м) 25.

Максимальный диаметр (м) 8,15.

Вес оболочки со снаряжением (кг) 470.

[iv] Аэростат «Парсеваль» был изобретен в 1892 — 1893 годах германскими офицерами Парсевалем и Зигсфельдом, поэтому сперва аэростаты этого класса имели наименование «Парсеваля и Зигсфельда». В Россию они были завезены во времена русско-японской войны и состояли на вооружении воздухрот российской императорской армии. Они имели цилиндрическую форму с закругленными концами, за что были прозваны «колбасой». На заднем конце баллон огибался рулевым мешком, который наполнялся потоком встречного воздуха и играл роль киля. К оболочке подвешивался хвост в виде нескольких парашютиков для поворота привязного аэростата строго против ветра.

Характеристики

Объем (куб.м)\760\850\1 000

Общая длина баллона (м) 23,88\24,8\25,45

Диаметр поперечного сечения (м) 6,68\6,94\7,45

Вес снаряженного аэростата (кг) 460\500\550.

[v] Сажень – русская мера длины, определяемая средними размерами человеческого тела. Малая сажень – от поднятой на уровень плеча руки, до пола. Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до конца пальцев поднятой вверх правой руки. 1 сажень = 2,14 м.

Источники:

Н.Д.Анощенко. Воздухоплаватели. М.-Воениздат. 1960.

А.И.Бернштейн, В.П.Кораблев, М.И.Павлушенко. Отечественное воздухоплавание. Том 1-й. Москва, 1994.

И.С.Коротков. Разгром Врангеля. М.-Воениздат, 1955.

А.П.Матвеев. Разбитые крылья. Берлин, б.г.

Фонды Российского Государственного Военного Архива, г.Москва.