П.Ляшук (Севастополь)
Первый и единственный военный парад в осажденном Севастополе 26 ноября 1854 г.
Статут ордена Св. Георгия 1833 г.
«I. Орден Св. Георгия почитается учрежденным с 1769 года месяца Ноября с 26, в который Императрица ЕКАТЕРИНА II изволила возложить на Себя знаки онаго. День сей празднуется ежегодно, как при Дворе Нашем, так и везде, где случится кавалер большого креста».
26 ноября в 1854 г. в День ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия, согласно статуту ордена, в осажденном союзными войсками Севастополе прошел «Георгиевский праздник» с военным парадом. Поводов для его проведения было, как минимум два: в городе «случился кавалер большого креста» вице-адмирал П. С. Нахимов (2-я степень за Синоп 18 ноября 1853 г.), и тут же находились «новоиспеченные Георгиевские ка-валеры» в лице Великих Князей генерал-майоров Михаила и Николая Николаевичей. В обширном эпистолярном и мемуарном наследии первой обороны Севастополя удалось найти пока только два упоминания об этом неординарном событии.
В письме от 26 ноября 1854 г. участник праздника благочинный церквей Севастопольского округа протоиерей А. Г. Лебединцев сообщал преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому: «Сегодня… кавалерственный день св. Георгия. Все кавалеры этого ордена от генерала до нижнего чина были на литургии и молебне в Михайлов.[ской] церкви. Были вел.[икие] князья. Приезжал [генерал-адъютант Д. Е. Остен-] Сакен (3-я степень в 1828 г. за Карс – Авт.) и даже [генерал-лейтенант П. П.] Липранди (3-я степень в 1831 г. за Варшаву – Авт.). За два дня перед сим роздано штаб и обер-офицерам, защитникам Севастополя, 22 знака этого ордена». Интересно, что Арсений Гаврилович не называет среди участников праздника ни П.С. Нахимова, ни Светлейшего А. С. Меншикова.
Второе упоминание датируется 1875 годом, т. е. прошло 20 лет после события, именно тогда были опубликованы на страницах «Военного сборника» «Воспоминания» офицера береговой батареи № 10, кавалера знака отличия Военного Ордена Св. Георгия Петра Бабенчикова. «… Я помню один из наиболее замечательных дней в Севастополе, день Георгиевского праздника 26-го ноября 1854 года. У церкви св. Архистратига Михаила были собраны все георгиевские кавалеры, для того, чтобы встретить этот торжествен-ный день вместе с Их Императорскими Высочествами Великими Князьями Николаем и Михаилом Николаевичами, в то время пожалованными уже крестами св. Георгия, за отличие в бою на Инкерманских высотах. Это был парад, но столь же простой, как было про-сто все у нас в Севастополе. Серые солдатские шинели и простые фуражки участников парада и такие же шинели и фуражки Их Высочеств и окружавшей свиты не предавали блеска параду; только белые крестики, с черно-желтой ленточкой, мелькали на целом фронте. Музыка не гремела, как обычно на парадах, не раздавались даже слова лихой команды и такт молодецкого марша, только там, где-то вдали, звучали отголоски канонады и раздавались ружейные выстрелы. Под эту далекую музыку Великие Князья, по окончании литургии в церкви, поздоровались с нами и поздравили с праздником.
Таков был семейный праздник георгиевских кавалеров в Севастополе. При всей простоте своей, он был полон глубокой нравственного значения. В семье кавалеров орде-на храбрых, при звуках боевой пальбы в осажденном городе, соединились, как кажется впервые все представители этого ордена, от последнего солдата до главнокомандующего и до Сыновей Государя Императора, деливших опасность и славу наравне с прочими севастопольцами и заслуживших этот крест как бы наряду с ними же. Это соединение для семейного празднества, несмотря на простоту его и скромную обстановку, заключало в себе много трогательного и значительного».
Увы, не все участники помянутого праздника доживут до конца обороны Севастополя 1854 1855 гг. и для многих из них это был «последний парад» с оборонительных стен главной базы Черноморского флота, под грохот разрывов снарядов и свист пуль они постепенно «сойдут в могилу» вместе с последним Российским флотоводцем – кавалером большого креста ордена Св. Георгия адмиралом П.С. Нахимовым.