А.Третьяков (Феодосия)
Корабли флотов Крымской войны в моделях XIX века

В боевых действиях на Черном море во время Крымской войны 1853-1856 гг. принимали участие великолепно вооруженные и оснащенные корабли Российской Империи, Великобритании, Франции, Турции и Сардинии. Давно отгремели последние пушечные залпы тех далеких дней, но до сих пор продолжают вызывать восхищение уникальные образцы корабельной архитектуры середины XIX века, волей политиков вступившие в боевые действия у берегов Крымского полуострова. Могучие парусно-паровые фрегаты и линейные корабли давно ушли в небытие – они были разобраны, погибли от ядер противника и беспощадных штормов.
Но до наших дней сохранились уникальные модели-копии, которые передают легендарный дух парусного флота Крымской войны. Выполненные профессиональными мастерами XIX века в трех различных стилях судомоделирования, они представляют собой подлинные произведения искусства и отражают историю военного кораблестроения.
Судомоделизм – очень древний вид технического творчества, позволяющий опытным специалистам до мельчайших подробностей воссоздать облик судна-прототипа. Интенсивное развитие судостроения требовало проверки инженерных расчетов и проведения натурных испытаний.
На верфях России, Англии и Франции модели использовали для проведения опытов и наглядного представления особенностей конструкции корпуса, надстроек, рангоута, такелажа и парусного вооружения. Перед спуском нового корабля на воду, судостроитель сдавал отчетную модель прототипа судна.
Русская школа судомоделизма берет свое начало от деяний Петра Великого. Его интерес к развитию кораблестроения и ярые усилия позволили стране стремительно шагнуть вперед, получить мировую известность. Особых успехов в строительстве флота Россия достигла в первой половине XIX в. При верфях и военно-морском музее Санкт-Петербурга активно функционировали судомодельные мастерские. Благодаря кропотливому труду русских мастеров появились на свет модели однотипных парусных линейных кораблей «Великий князь Константин» и «Двенадцать Апостолов», а также пароходофрегата «Владимир», принявших участие в Крымской войне на Черном море.
Какими они были, эти чудо-мастера того времени? Один из них – Иван Егорович Егоров (1790-1878 гг.) прошел долгий путь совершенствования своего умения в постройке моделей и постижении законов судостроения. 31 год он отдал службе на флоте, а получив звание майора, в 1872 г. в возрасте 80 лет ушел в отставку. Это был редчайший для российского флота случай, когда солдатский сирота смог дослужиться до штаб-офицерского чина, не совершая боевых подвигов, а создавая предметы прикладного искусства. Решающую роль в его судьбе сыграл Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич[1].
И, надо думать, не случайно вершиной мастерства отставного майора И.Е.Егорова стала корпусная модель линейного корабля «Великий князь Константин», построенная 15 декабря 1876 г. Макет запечатлил корабль на стапеле Спасского Адмиралтейства г. Николаева. Аккуратно сделанный корпус модели без рангоута и такелажа расцвечен флагами перед «спуском на воду». Модель выполнена в масштабе 1:96 и имеет размеры: 93 x 36 x 72 см. Сейчас эта великолепная работа бережно сохраняется в фондах Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге (далее – ЦВММ) под инвентарным № 284[2].

Модель линейного корабля «Великий князь Константин».Корма и носовая часть

Принимая участие в Крымской войне, «Великий князь Константин» являлся последним 120-пушечным и наиболее совершенным парусным линейным кораблем русского флота. Он был спущен на воду 29 сентября 1852 г. в Николаеве и отличился в Синопском бою с турецким флотом 18 ноября 1853 г. Под командованием выдающегося русского офицера капитана 2 ранга Л.А.Ергомышева уничтожил два корабля противника. До оставления Южной стороны Севастополя русскими войсками «Великий князь Константин» артиллерийским огнем поддерживал позиции нашей армии, а 28 августа 1855 г. был затоплен на рейде города.
В фондах ЦВММ также хранится модель 120-пушечного линейного корабля «Двенадцать Апостолов», выполненная в другом стиле мастерами Николаевской модельной мастерской в 1841 г. одновременно с постройкой самого корабля. Эта мастерская при Спасском Адмиралтействе в Николаеве профессионально изготавливала отчетные модели кораблей, строившихся на верфях. Большой раздвижной макет представляет собой уникальный наглядный образец русского судостроения середины XIX в. Одна половина корпуса полностью готова и окрашена, а вторая показывает устройство деревянных конструкций в процессе строительства оригинала. Модели такого типа впервые стали изготавливать в России в конце XVII века. Они являются дальнейшим развитием цельнокорпусных моделей, представляя собой половины корпуса корабля в диаметральном сечении, укрепленные на доске или пластине. Модель позволяет оценить всю сложность такого инженерного сооружения, как военный парусный корабль. Редкой особенностью этой модели стало то, что на ней в качестве сравнения искусные русские судомоделисты показали сразу четыре системы, по которым осуществлялось кораблестроение в России на различных этапах: старая русская система, существовавшая до 1821 года, русская система, применявшаяся до 1838 года, системы английских морских инженеров Роберта Сеппингса и Уильяма Саймондса, по второй из которых и был построен настоящий корабль[3].
Линкор «Двенадцать Апостолов» был спущен на воду 15 июня 1841 г. в Николаеве и стал первым в серии из трех 120-пушечных кораблей Черноморского флота. Он отличался выдающимися мореходными качествами, красотой форм и изяществом отделки. Корабль разделил участь «Великого князя Константина» и 13 февраля 1855 г. был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями Севастополя.
 
Раздвижная модель 120-пушечного линейного корабля «Двенадцать Апостолов», выполненная мастерами Николаевской модельной мастерской в 1841 г.

Также представляет интерес другая модель «Двенадцати Апостолов» из собрания ЦВММ (музейный инв. № 39 497). Она имеет рангоут и такелаж, парусное вооружение, изысканное оформление носовой и кормовой частей корпуса. Размеры модели, выполненной из дерева, составляют 93 x 36 x 72 см[4].
Главный командир Черноморского флота и портов адмирал М.П. Лазарев, считавший, что Морская библиотека, здание которой построили в Севастополе в апреле 1844 г., должна быть не только просветительным учреждением для офицеров флота, но и учебным центром, подарил ей великолепную большую модель линейного парусного корабля «Двенадцать Апостолов», выполненную по оригинальным чертежам прототипа в масштабе 1:12. Таким образом, каждый морской офицер и гость библиотеки могли увидеть этот легендарный образец русского кораблестроения.
Настоящим шедевром парусно-парового флота явился пароходофрегат «Владимир», построенный в Англии в 1848 г. Этот корабль принял участие в первом в мире бою паровых судов. 5 ноября 1853 г. «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Григория Ивановича Бутакова одержал победу над турецким пароходом «Перваз-Бахри». С началом Крымской войны корабль огнем своих орудий поддерживал сухопутный гарнизон Севастополя, а при отступлении русских войск в ночь на 31 августа 1855 г. был подожжен и затоплен личным составом в бухте (подробное описание участия пароходофрегата «Владимир» в обороне Севастополя 1854-1855 гг. приведено в статье автора, опубликованной в № 8 журнала «Military Крым» за 2008 г.).

Модель пароходофрегата «Владимир». Корма. Общий вид. Фото автора

Экспозицию ЦВММ украшает большая красивая рангоутная модель этого корабля, изготовленная в английском стиле (без парусного вооружения) по ватерлинию в масштабе 1:12 модельной мастерской Санкт-Петербургского военного порта в 1852 г., через три года после спуска парохода на воду. Поражают размеры и тщательность проработки деталей – когда подходишь ближе к модели, складывается впечатление, что не макет, а корабль-прототип каким-то чудом сохранился до наших дней. Грозные 68-фунтовые бомбические орудия заняли свои штатные места на верхней палубе, готовые по первому приказанию командира открыть огонь, а на несколько метров ввысь поднялись стройные мачты, несущие паутину снастей стоячего и бегучего такелажа. Российским мастерам-судомоделистам удалось добиться максимального соответствия оригиналу, имя которого благодаря героическим подвигам экипажа в Крымской войне через несколько лет стало известно всей Европе.
Английские судомоделисты XIX в. также оставили нам профессионально выполненные модели кораблей Королевского флота, принимавших участие в Крымской войне.
Среди них – корпусная модель колесного парохода «Merlin», сделанная из дерева и металла в 1838 г. в масштабе 1:48 (размеры: 40 x 126,8 x 34,5 см). Модель хранится в фондах Национального морского музея Великобритании (National Maritime Museum) в Гринвиче (Лондон). Интересна история этого судна. Почтовый пакетбот «Merlin» тоннажем в 889 т. был построен в 1838 г. на стапелях судоверфи в Пемброке под руководством замечательного британского инженера Уильяма Саймондса. Крымская война внесла свои коррективы в судьбу этого судна – пароход вошел в состав английского флота и на его верхней палубе установили 4 орудия. Корабль под командованием офицера Салливана принял активное участие в боевых действиях Крымской войны на Балтийском море. Учитывая интересные исторические события, связанные с этим кораблем, позволим себе отклонение от описания моделей кораблей, участвовавших в операциях на Черном море.

Корпусная модель колесного парохода «Merlin»

Командир парохода не мог себе даже представить, с каким грозным оружием русских минеров придется столкнуться его кораблю в ходе боевых действий. Барон Базанкур, историограф Крымской войны, оставил нам описание тех далеких событий:
«…9 июня (1855 г.) в час пополудни «Merlin» снялся с якоря, имея на борту адмирала Пено и несколько командиров судов обеих национальностей. …Разведывательное судно продолжало двигаться к Кронштадту. «Merlin», который шел под руководством капитана Салливана, углубился на восток далее, чем это делалось до сих пор, и имел возможность произвести серьезную разведку положения противника с этой стороны, а затем взял курс на запад, держась по возможности ближе к острову. Он шел на расстоянии двух с половиной миль от берега, когда в его передней части раздался глухой взрыв, за которым немедленно последовало сотрясение страшной силы, подобное сотрясению, испытываемому судном, когда оно наскакивает на скалу. Волны закипели и разошлись в стороны со зловещим завыванием, и можно было подумать, что пароход будет поглощен этой бездной. Это, без сомнения, был взрыв одной из этих подводных адских машин, о которых столько говорили на протяжении года и первые опыты с которыми были произведены в присутствии императора Николая.
Корвет остановился. Сотрясение было настолько сильным, что можно было опасаться, что судно получило течь. К счастью, этого не случилось; капитан Салливан проложил курс дальше от берега и снова начал движение, на этот раз малым ходом, чтобы ослабить действие подрывных машин, которые судно еще могло встретить на своем пути. Действительно, едва прошло несколько минут, как снова раздался взрыв, опять в передней части судна, затем последовало сотрясение, еще более сильное, чем в первый раз. К счастью… пробоина, обнаруженная в обшивке судна, была легко и быстро исправлена. Но было очевидно, что в этих прибрежных водах противник установил большое количество адских машин; поэтому поспешили выйти из этих вод, принимая все меры предосторожности и постоянно делая промеры»[5].
Так пароход «Merlin» вошел в историю Крымской войны как первый корабль Королевского флота Великобритании, испытавший на себе силу морского минного оружия России. Прекрасная модель этого судна занимает достойное место в собрании Национального морского музея.

Модель парохода «Great Britain»

Уникальная коллекция моделей кораблей эпохи Крымской войны хранится в собрании Национального музея науки (Science Museum) в Лондоне. В экспозиции под инвентарным № 1878-0125 представлена точнейшая рангоутная модель (масштаб 1:48) первого винтового океанского парохода в мире – железного судна «Great Britain», построенного в 1843 г. в Бристоле по проекту выдающегося английского морского инженера Исамбарда Брунеля. Пароход «Great Britain», зафрахтованный Британским правительством, приступил к выполнению рейсов в Черное море в 1855 г. Вместительные помещения корабля позволяли принимать на борт большое количество солдат и военных грузов. Судно часто заходило в Балаклавскую бухту, поэтому жители города – английские военные и мирное население могли регулярно видеть этот красивый корабль, объединивший в себе последние достижения британского судостроения. Мощная паровая машина мощностью в 1000 л.с. позволяла судну не зависеть от капризов природы и своевременно доставлять на крымской фронт все необходимое. Ныне пароход «Great Britain» сохраняется в сухом доке Бристоля и доступен для посетителей (подробнее узнать о судьбе этого уникального судна можно в № 9 журнала «Military Крым» за 2008 г.).
Экспозицию музея науки украшает и модель железного парохода «Himalaya», построенного в 1853 г. и долгое время считавшегося самым большим винтовым судном в мире. Этому чуду техники с 1855 по 1856 гг. суждено было выполнить важнейшую миссию Британского правительства по доставке в Крым военных подразделений, снаряжения и продовольствия. Пароход часто появлялся в Балаклаве, поражая всех своими размерами и красотой.
В коллекции музея достойное место также занимают модели британских военных кораблей «Highflyer», «Albion» и «Queen», принимавших непосредственное участие в первом обстреле Севастополя 17 октября 1854 г.
 
Модели кораблей (слева направо): «Highflyer», «Valmy»
21-пушечный винтовой фрегат «Highflyer» был построен в 1851 г. и являлся одним из наиболее совершенных кораблей Британского Королевского флота. Вскоре он отличился при бомбардировке главной базы Черноморского флота России – Севастополя. Рангоутная модель корабля (инв. № 1902-0088), изготовленная в масштабе 1:48 показывает особенности конструкции и вооружения корвета.
90-пушечный линейный корабль «Albion» начал службу Британской короне в 1842 г. При обстреле Севастополя получил от русских ядер большие повреждения корпуса, рангоута и такелажа. Модель этого судна (инв. № 1894-0230) также выполнена в масштабе 1:48, но не имеет рангоута. Борта окрашены в соответствии с правилами английского флота в черный и белый цвета.
110-пушечный линейный корабль «Queen» сошел на воду в 1839 г. в Портсмуте – старейшем центре британского судостроения. Постройка корабля осуществлялась при непосредственном участии известного английского морского инженера Уильяма Саймондса. Раздвижная модель корабля «Двенадцать Апостолов» подтвердила, что он строился по образцу английского «Queen». Этот факт также подтверждает и то обстоятельство, что в 1839 г. в Англии проходил обучение русский корабельный инженер Степан Иванович Чернявский. После его возвращения в Россию, адмирал М.П. Лазарев поручил инженеру строительство «Двенадцати Апостолов»[6].

Модель корабля «Queen»

Модель корабля «Queen» (инв. № 1938-0609) выполнена в крупном масштабе и неоднократно реставрировалась. В конце 1930-х годов она поступила в фонды Музея науки в Лондоне и вскоре, после восстановления рангоута и такелажа, заняла место в модельной галерее.
Активное участие в Крымской войне принимал и флот Франции. Национальный морской музей в Париже (Musée national de la Marine) хранит красивую рангоутную модель линейного корабля «Valmy» — память о грозных событиях октября 1854 года. Трехдечный корабль был спущен на воду в Бресте в 1847 г. При обстреле Севастополя получил несколько повреждений и потери в личном составе.
Модель сделана французскими мастерами в модельной мастерской Брестской судоверфи в 1842 г. по чертежам инженера Леруа (масштаб 1:40) до ватерлинии и смотрится очень эффектно.
Модели кораблей, принимавших участие в Крымской войне – настоящие произведения искусства, созданные профессиональными мастерами XIX века – современниками интереснейшего периода развития мирового кораблестроения. В прикладном искусстве стала проявляться тенденция применения чистых пород ценного дерева такого, как черное, ореховое и карельской березы. Часто отдельные декоративные детали модели выполнялись из золоченой бронзы и кости. Опытные судомоделисты, работавшие при верфях и портах, имели уникальную возможность непосредственно прикоснуться к технологии строительства настоящих кораблей и перенесли свои знания на модели, ставшие образцами точнейшего отражения корабельной архитектуры.

Примечания

________________________________________
[1] Рогачев Г. Коллекция Великого князя Константина. / / Мир музея. – 2005. — № 5. – С. 18.
[2] Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. – Л.: Судостроение, 1979. – С. 67.
[3] Гребенщикова Г.А. Линейный корабль «Двенадцать Апостолов». – СПб.: Гангут, 2003. – С. 11.
[4] Матвеева Т.М. – Там же. – С. 66-67.
[5] Развитие минного оружия в русском флоте: Документы. – М.: Военмориздат,1951. – С. 90-91.
[6] Гребенщикова Г.А. – Там же. – С. 10.

Опубликовано в военно-историческом журнале «Military Крым»