Военно-исторический журнал «Military Крым» № 13/2009 г.

Вступительное слово редактора
День добрый, читатели! Мы снова с Вами и надеемся, что отныне, к обоюдной радости, наши свидания станут более частыми. В этом не столько наша заслуга, сколько значение помощи наших друзей, в трудную минуту подставивших плечо. Благодаря бескорыстной поддержке выросла популярность журнала, расширился круг его читателей и почитателей. Значит – будем жить!
Из наиболее интересных событий, участниками которых довелось стать нашему журналу, выделим Выставку антиквариата и предметов коллекционирования «Традиция», проходившую с 8 по 11 октября в Москве при содействии и поддержке Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия России. Мы были представлены издательством «Цейхгауз», за что им огромное спасибо. Главный вывод по итогам первого выхода «в свет»: нас знают, нас уважают, нас хотят читать. Сказать, что журнал стал сенсацией выставки, конечно, будет преувеличением, но незамеченными мы не остались. Вдохновляет, знаете ли…
От глобального перейдем к местному, но от этого не менее значительному. 22 октября отмечали 200-летие 51-го пехотного Литовского полка, судьба которого тесно переплетена с историей Крыма. Для редакции журнала это событие знаковое. С него мы решили, не дожидаясь никого и не надеясь на то, что власть наша об этом вспомнит, начинать свой цикл мероприятий, посвященных 90-летию окончания Гражданской войны. Первым мероприятием цикла «Потерявшим Родину, но сохранившим честь, язык, Отечество» и стала экспозиция «51-й пехотный Литовский полк в истории Симферополя». Краткий фотоотчет в этом номере.
В сентябре прошли ставшие традиционными реконструкторские фестивали на поле Альминского сражения. Это хорошо. Плохо, что в отличие от Европы у нас не могут ничего сделать, не добавив исконно русской приправы – политики. Был еще один повод убедиться, что большего врага, чем она, для истории нет. Да, сейчас история — это инструмент политики. Избежать этого нельзя, противостоять этому невозможно. Наша беда в том, что политики начинают использовать историю, когда у них заканчиваются аргументы. Еще хуже, когда они это делают на могилах солдат, не имевших к их идеалам никакого отношения.
Но хочется верить в то, что политики приходят и уходят, а память о доблести предков, добывавших славу не в потешных кулачных боях перед телекамерами в парламентских стенах, а по колени в крови на полях сражений, остается. Надеюсь, что уйдут в прошлое и разногласия, уступив место конструктивизму, здравому смыслу и нормальным амбициям.
Не спорю: история должна содержать элемент идеологии. Но высшая идеология – это правда. Если ее подменяют красивыми мифами, то, в конце концов, теряют поколения. К счастью, массовый миф — это еще не коллективный миф. История отличается от мифологии тем, что к первой относятся объективные факты в их максимальной материальной и хронологической точности, а ко второй — символические и психологические оценки, стоящие за этими фактами. В принципе, это не самое страшное. Все-таки мифы в малых разумных дозах необходимы. Хуже, что современные военно-исторические «басни», особенно навязываемые нам модными псевдоисториками, почему-то не содержат элемента национальной гордости. Приведу самые типичные примеры. Нам говорят, что вроде бы хорошо, что наши солдаты победили фашизм, но вот уж слишком сильно разгромили Германию, что Афганская война завершилась военным поражением Советской армии и так далее, до бесконечности. То есть, мы должны теперь каяться во всем и перед всеми. И пред тем, кого разнесли вдребезги, и пред тем, кого не успели привести в чувство. И молодое поколение проглатывает эту чушь. Оно и понятно. Ведь именно мифы вины — одно из наилучших средств манипулирования массами. Обратите внимание, что у нас сейчас проводят дни памяти и скорби, чем дни доблести и славы. Ну разве это не самоунижение?
Стоит ли теперь удивляться, что целое поколение не видит смысла в своей жизни, а цель существования многих наших соотечественников оказалась на уровне пещерного человека – полный желудок и удовлетворенные инстинкты.
О какой идеологии мы можем говорить, если наши государственные мужи не могут определиться с мнением о том, что страна делала почти 65 лет назад: боролась с фашизмом или сражалась со сталинизмом? Мы уже запутались — в какой войне участвовали: в Великой Отечественной или второй мировой. На всякий случай стали романтизировать противников. Иногда кажется, что хорошие ребята из Европы приехали в 1941 г. к нам в страну, а их просто не поняли.
Знаете, почему-то это касается только нас. В той же Европе с этими «хорошими» ребятами сильно не церемонятся. У наших бывших союзников свое мнение, часто крайне категоричное, но они ничуть не беспокоятся, что их за это кто-то станет осуждать. Приведу рассказ канадского танкиста, ветерана второй мировой войны, одного из тех, кто, вероятно, причастен к уничтожению «Тигра» немецкого аса Михаэля Витмана у бельгийского городка Вилер-Бокаж. Выслушав панегирик ведущего в адрес своего противника, канадец сказал: «Для меня любой, кто пришел в чужую страну с оружием – преступник. К сожалению, сейчас для некоторых в Германии он герой. Для меня — нет».
А ведь он прав – он ПОБЕДИТЕЛЬ.
А в Норвегии отказались принимать останки своих соотечественников, воевавших на стороне Германии, обнаруженные российскими поисковиками под Мурманском. Оказывается, самая благополучная и комфортабельная страна мира очень ревниво следит за «чистотой» своей истории и отказывается считать своими гражданами тех, кто ее запятнал.
Если мы идем в Европу, давайте определимся: с какой позицией мы это делаем. Вариантов не так много: или с высоко поднятой головой и наглым взглядом победителей или с затравленным взглядом «виноватых за все». Не знаю как вам, а мне первое больше нравится.
Сергей Ченнык,
Главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым»

Содержание журнала «Military Крым» № 13/2009 г.
С.Ченнык (Симферополь) Первый награжденный: 7-й полк линейной пехоты в сражении на р. Альма 8(20) сентября 1854 г.
Г. Мешковский (Севастополь) 6-й стрелковый батальон: от Альмы до Черной (1854-1855 гг.).
В.Захар, В.Воробьев (Севастополь) Георгиевские кавалеры подплава Черного моря.
А.Бобков (Феодосия) Флот Крымского краевого правительства (1918 г.).
О.Романько (Симферополь) Проблема военного коллаборационизма советских граждан в годы Второй мировой войны
О.Ольховатский (Феодосия) Боевые походы подводных лодок Черноморского флота в Великую Отечественную войну 1941-1944 г. Хроника. (продолжение).
В.Савилов (Севастополь) Бронетехника в боях за Крым. «Броня» десанта» — танки в Керченско-Феодосийской десантной операции. (1942 г.)
А.Бадякин (Керчь) Реквием «Жан Жоресу».
Роберт Ходасевич. Голос из-за стен Севастополя. Рассказ о Крымской кампании и событий осады (продолжение). Перевод Елены Савельевой (Севастополь).
Е.Шелковникова (Москва) Выставки военного антиквариата в Москве.
А.Бобков (Феодосия) В.Салгирский (Симферополь) Два офицерских жетона начала 20 века.

Поиск по сайту