Бой артиллерийского катера АК-312: почти забытый подвиг времен «Холодной войны»

27 мая 1990 года в Красном море произошел бой между советским артиллерийским катером АК-312 и четырьмя катерами эритрейских сепаратистов. Несмотря на неравенство сил, советским морякам удалось потопить один катер противника, а позднее еще два, без каких-либо серьезных повреждений корабля.

Катер проекта 205П — однотипный с «АК-312»

 Во время Огаденской войны 1977–1978 годов Советский Союз поддержал Эфиопию, воевавшую против Сомали. Сомали в ответ разорвало договор о дружбе и сотрудничестве с Москвой и потребовало от СССР в течение трех дней вывести военно-морскую базу из порта Бербера. Между тем морская база в этом регионе была необходима Советскому Союзу для обеспечения и ремонта надводных кораблей и атомных подводных лодок. Тогда Менгисту Хайле Мариам предложил разместить базу в эфиопском порту Массауа. Но Массауа был окружен эритрейскими сепаратистами, и поэтому было решено разместить базу подальше, на острове Нокра. Этот пункт материально-технического обеспечения был засекречен. В то время о нем мало кто знал. Официально база была создана после подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Эфиопией в 1978 году.
На базе были оборудованы причалы, здесь находились склады, хранилища топлива и воды, судоремонтная база. Корабли СССР помогали эфиопским властям, защищая пути в порты Асэб и Массауа. Кроме того, советские суда оказывали помощь в эвакуации беженцев. Корабли Черноморского флота в Красном море не раз атаковались сепаратистами, выступавшими за независимость Эритреи от Эфиопии. Ситуация обострилась в 1990 году после того, как бойцы Народного фронта освобождения Эритреи захватили порт Массауа.
В 1977 году на принадлежащем Эфиопии острове Нокра архипелага Дахлак в Красном море, по согласованию с эфиопским правительством и взамен на военную помощь в Огаденской войне Советский Союз разместил пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). Эта военно-морская база функционировала до февраля 1991 года. На базе постоянно базировалось приведенные из состава Черноморского флота суда: морской водоналивной транспорт МВТ-23 пр. 1844В, прибывший в 1978 г., судно-хранилище (плавучий склад) СХ-16 пр. 814, рейдовый буксир РБ-225 пр. 737К. На вспомогательных судах постоянного базирования обслуживавшие их экипажи периодически менялись. В 1981-1984 гг. на базе находились гражданские экипажи из состава 31-й бригады судов обеспечения Тихоокеанского флота (в/ч 31085). Кроме того, на базе постоянно базировался ряд кораблей и судов вспомогательного флота (плавмастерские, плавбазы, морские буксиры, водолазные суда, противопожарные катера), обслуживавших базу и корабли эскадры, но они периодически сменялись. Воду и топливо доставляли танкеры, несшие в этом районе боевую службу, в том числе «Иман» Черноморского флота, «Олекма» и «Шексна» с Балтики, тихоокеанские «Алатырь», «Борис Бутома». Грузы доставляли транспорты «Армения» (порт приписки Находка), «Карадаг» (Керчь), «Уфа» (Севастополь), «Василий Головнин» (Севастополь).
Уделялось внимание и обеспечению безопасности базы. Для охраны ПМТО в феврале 1980 г. на базу на БДК «Николай Вилков» Тихоокеанского флота были доставлены десантники с двумя ЗСУ-23-4 «Шилка» и взвод охраны на БТР-60ПБ. В дальнейшем морские пехотинцы с Тихоокеанского или Черноморского флота периодически примерно раз в полгода сменяли друг друга. Для их доставки и обеспечения здесь находились десантные и танко-десантные корабли. При этом десантные корабли не стояли постоянно на ПМТО, а, высадив боевую десантную группу, выполняли задачи боевой службы в составе 8-й оперативной эскадры, периодически заходя на базу.
Летом-осенью 1980 г. БДК «Иван Рогов» находился на базе во время визита Главкома ВМФ СССР. В декабре 1980-1981 гг. там был БДК «Томский комсомолец», доставивший очередную бригаду десантников, в 1981 г. — БДК «Крымский комсомолец» ЧФ и «Иван Рогов», в 1981 г. — начале 1982 г. — БДК «Сергей Лазо», в 1982 г. — БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» (в марте он доставил из Владивостока до острова Сокотра три сменных гражданских экипажа в/ч 31085 для МВТ-23, РБ-225 и МУС, от Сокотры до Нокры они добирались на БМРТ «Акустик», а в декабре, возвращаясь в Союз, вез дембелей), в 1983 г. — БДК «Николай Вилков», в 1985-1986 гг. — БДК-101, в июле 1986 г. — БДК «50 лет шефства ВЛКСМ», осенью 1988 г. — ТДК, прибывший с базы на острове Русский, сменил на БДК; во второй половине 1989 г. тихоокеанские БДК с бортовыми номерами 077 и 079 сменяли друг друга, с 9 февраля по 13 июня 1990 г. — БДК-50, с июня по декабрь 1990 г. — БДК-14, с декабря 1990 г. по февраль 1991 г. — БДК-101.
С февраля 1985 г. и до оставления базы боевые группы ПДСС ОВР ЧФ, сменяя друг друга каждые 9-10 месяцев, вели противодиверсионное обеспечение ПМТО. А для защиты базы от флота сепаратистов с июня 1988 г. и до ухода в феврале 1991 г. на острове Нокра постоянно базировался один артиллерийский катер.

В то же время вооружённые силы Эфиопии вели боевые действия против эритрейских сепаратистов. В марте 1988 года армия Эфиопии потеряла контроль над большей частью провинции Эритрея, что позволило вооружённым судам сепаратистов активизировать свою деятельность в прибрежных водах, в том числе и в районе архипелага Дахлак.
Это привело к неоднократным фактам нападения на советские суда, осуществлявшие снабжение военно-морской базы на архипелаге.
Для обеспечения безопасности судоходства в районе с июня 1988 года на базе Нокра постоянно находился артиллерийский катер с двумя сменными экипажами.
В феврале 1989 года на базу Нокра поисково-спасательное судно ЧФ «Баскунчак» привело на буксире артиллерийский катер «АК-312» (заводской № 143) проекта 205П из состава 165-го дивизиона противолодочных кораблей 141-ой бригады кораблей охраны водного района Керченско-Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота.
27 мая 1990 года катер «АК-312» (командир: капитан-лейтенант Николай Белый) получил задание доставить группу демобилизованных матросов и старшин (70 человек) на госпитальное судно «Енисей», следовавшее в Севастополь. Точка рандеву находилась в 180 км от ВМБ Нокра. Волнение моря: 1 балл.
Во время перехода советский катер был встречен четырьмя катерами эритрейцев (предположительно: торпедными катерами проекта «Ягуар» западногерманского производства), которые подали сигнал остановиться.
После совещания с офицерами из экипажа катера — штурманом Александром Стрельцовым, механиком Олегом Киселевым и помощником Андреем Маловым — командир «АК-312» принял решение прорываться. Маневрируя, советский катер прошёл через ордер катеров сепаратистов, которые, в свою очередь, открыли по нему огонь и начали преследование.
Капитан-лейтенант Белый отдал приказ сбрасывать глубинные бомбы (состояли в штатном вооружении катера) по курсу преследователей. Один из катеров эритрейцев попал прямо в пузырь взрыва бомбы, в результате чего перевернулся. Остальные катера прекратили преследование.
После передачи демобилизованных на «Енисей», на обратном пути к архипелагу Дахлак «АК-312» снова столкнулся с тремя катерами эритрейцев (скорее всего — с теми же самыми, что и в первый раз). Советский катер принял бой, в результате которого огнём артиллерийской установки уничтожил ещё один катер противника (по другим данным, во втором бою были уничтожены два катера эритрейцев).
В экипаже «АК-312» потерь не было. Катер не получил даже царапин.
За этот бой командир и отличившийся личный состав катера были награждены орденами и медалями, а командиру Главнокомандующий ВМФ, кроме того, досрочно присвоил очередное воинское звание «капитан 3-го ранга».
Сам бой отличается не только победой советского катера над превосходящими силами противника, но и исключительным фактом использования глубинной бомбы для потопления вражеского надводного корабля.

Катера «Ягуар», производившиеся в ФРГ, отличались высокой скоростью, они имели водоизмещение 200 т. Вооружение катеров составляли две 40-миллиметровые пушки и пулеметы.

Справка о боевой службе в районе Красного моря артиллерийского катера “АК-312” гласит: “…За период с ноября 1989 по май 1990 года выполняя задачу по защите судоходства в проливе Массау-Южный (Красное море). Выполнил 47 выходов на боевое патрулирование, осуществил проводку 33 конвоев (60 судов), 12 раз подвергался обстрелам с боевых катеров эритрейских сепаратистов из корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи катеров сепаратистов. В боях уничтожил три катера, остальных обратил в бегство” (обратите внимание: эти небольшие “кораблики” находились по 8-9 месяцев в море, в отрыве от баз, своей Родины, семей.
Но это всего лишь скупые строки официального боевого донесения. Однако бои “АК — 312” заслуживают подробного рассказа, как иллюстрация и пример доблести, мужества и военно-морского мастерства молодого поколения военных моряков нашего флота, выросших в суровых буднях многомесячной боевой службы в отдаленных от родных баз океанских и морских просторах. Вот, например, подробные обстоятельства двух боевых столкновений катера “АК-312” с противником.
Дело происходило следующим образом. Артиллерийскому катеру “АК-312”, которым командовал капитан-лейтенант Н.Белый, была поставлена “пассажирская” задача: доставить из пункта базирования наших кораблей на острове Дахлак, что в Красном море (были совсем недавно и такие “базы” у нашего флота, сегодня все это потеряно, видимо, безвозвратно), группу уволенных в запас матросов (70 чел.) на транспорт гражданского флота, следующий через Красное море на Родину. Маршрут перехода до точки встречи составлял около 100 миль (180 км). На переходе катер был неожиданно атакован четырьмя боевыми катерами типа “Ягуар” (водоизмещение около 200 тонн, 40мм артиллерия, пулеметы) эритрейских сепаратистов, которые окружили корабль и потребовали от командира сдаться. Встреча с противником не входила в планы командира.

Получив предложение остановится и сдаться, он провел короткое совещание с офицерами из экипажа катера — штурманом Александром Стрельцовым, механиком Олегом Киселевым и помощником Сергеем Маловым — командир «АК-312» и принял решение прорываться. Нашему катеру удалось вырваться из окружения, но более быстроходные «Ягуары» начали разворот и неминуему настигли бы советский катер. И тогда советские моряки пошли на неожиданный шаг, они сбросили глубинные бомбы с коротким временем подрыва. Жертвой одной из таких бомб стал головной катер эритрейцев.

Учитывая, что катер, как говорится, “под завязку” был заполнен пассажирами, командир, чтобы не допустить жертв среди них, в бой с превосходящим противником решил не ввязываться. Искусно маневрируя перемещенными галсами на высоких скоростях хода, используя ночную обстановку и сильное волнение моря (трудно эффективно использовать артиллерию), капитан-лейтенант Н.Белый, уклоняясь от беспорядочного артиллерийского и пулеметного огня противника, прорвал окружение. Сепаратисты бросились в погоню за ускользающей, как им казалось, легкой добычей. Препятствуя преследователям, наши моряки пошли на хитрость. Желая отпугнуть противника, применили глубинные бомбы, которые сбрасывали с кормовых бомбосбрасывателей впереди по курсу преследователей с установкой различного времени замедления (глубины) подрыва бомбы. Нашим морякам сопутствовала удача — головной катер преследователей попал под взрыв бомбы и был разнесен в клочья. Экипажи трех оставшихся катеров сепаратистов, потрясенные гибелью флагмана, от погони отказались.
После высадки уволенных матросов на транспорт, “АК-312” при возвращении на остров Дахлак был снова перехвачен тремя уцелевшими катерами опомнившихся сепаратистов. Теперь уже командир и экипаж катера смело, вступили в бой. В итоге артиллеристы в ожесточенном бою с превосходящим по силе противником уничтожили два катера “пиратов”. Последний, уцелевший, в страхе бежал, не подобрав оказавшихся в море матросов с уничтоженных катеров.

За этот бой командир и отличившийся личный состав нашего катера награждены орденами и медалями, а командиру Главнокомандующий ВМФ, кроме того, досрочно присвоил очередное воинское звание “капитан 3 ранга”.
Бой артиллерийского катера “АК-312” и мужество его экипажа напоминает известный подвиг брига “Меркурий”. В 1829 году этот маленький кораблик с малокалиберной артилле¬рией принял бой с двумя линейными турецкими кораблями, в десятки раз превосходящие российский корабль в огневой мощности артиллерии и победил!
Отрадно, что есть среди молодого поколения военных моряков нашего флота, и будем надеяться, что будут всегда офицеры, мичманы, матросы — достойные продолжатели герои¬ческих традиций и славы Российского флота, того же брига “Меркурий”, крейсера “Варяга” и их экипажей.

С конца 1989 по май 1990 года АК-312 совершил 47 выходов на боевое патрулирование, обеспечив проводку 33 конвоев. Двенадцать раз его обстреливали с эритрейских катеров. Катер был списан в 1992 году после того, как налетел на мель и был сильно поврежден. База на архипелаге Дахлак после этого случая просуществовала меньше года. В феврале 1991 года всех советских специалистов эвакуировали с Нокры, а саму базу закрыли. В эти воды русские моряки вернутся спустя 17 лет.

P.S. Самое поразительное из вышерассказанного и одновременно печальное заключается в том, что обо всех этих подвигах военных моряков — имеются ввиду боевые действия в Красном море в 1990 году — наши отечественные СМИ (печать, радио, телевидение) тогда еще Советского Союза почему-то стыдливо промолчали, как будто ничего вообще не было. Снова, видимо, стерегли военную тайну, хотя к этому времени запреты на подобные публикации были уже сняты. Это непонятно! Краткие сообщения о подвиге катера “АК-312” и других кораблей на боевой службе в “южных широтах” прошли только в 1992-1993 гг. в некоторых флотских газетах. И все!
Уверен, в других морских державах о подобной доблести своих моряков рассказали бы всему миру. Бой, проведенный катером “АК-312”, был бы вписан во все учебники и наставления по морской тактике, руководства по воспитанию своих моряков и офицеров флота, педагогические наставления для колледжей.
У нас же странное молчание и непонятное равнодушие к военным подвигам и доблести защитников Отечества. А ведь это ценнейшие уроки и примеры для воспитания нашей нынешней молодежи, порой не желающей защищать Родину, неуважающую Вооруженные Силы страны. Именно от нынешней молодежи зависит будущее нашей страны.

Сайт:
http://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43938140451/Kak-sovetskiy-kater-potopil-eritreyskie-katera
http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/245185-boj-v-krasnom-more-27051990/
http://xn--8-ttblek5e.xn--p1ai/36.%2013-17%D0%B0..htm
http://voinanet.ucoz.ru/index/boj_27_maja_1990_goda_v_krasnom_more/0-8261
http://cmboat.ru/zp4/

Поиск по сайту