Календарь военной истории Крыма: июнь

3 июня 1855 г. В период Крымской войны 1853-1856 гг. русские войска отразили попытку англо-французских кораблей после длительной бомбардировки высадить в Таганроге морской десант.

4 июня 1916 г. Началась наступательная операция 7-й, 8-й, 9-й и 11-й армий Юго-Западного фронта (генерал А.А. Брусилов) против австро-венгерских войск, известная как «Брусиловский прорыв». Первая позиция противника было прорвана в течение одного-двух дней. Уже в первые сутки взято в плен более 40 тыс. солдат и офицеров, захвачено до 130 орудий и бомбометов. К исходу 4-го дня в обороне противника пробита брешь в 70-80 км в ширину и 20-25 км в глубину. Операция завершилась к 13 июля. За это время взято в плен более 8 тыс. офицеров, около 400 тыс. нижних чинов, захвачено более 500 орудий, 1,5 тыс. пулеметов и 4 сотни бомбометов и минометов. Захвачено 25 тыс. кв. км территории. С итальянского фронта Австро-Венгрия перебросила 15 дивизий, а Германия с французского фронта – 18 дивизий. В прорыве участвовали полки 13-й пехотной дивизии, которая до 1914 г. дислоцировалась в Крыму.

6 июня 1911 г. Впервые в России летчик – лейтенант В.В. Дыбовский – осуществил в Севастополе поиск подводной лодки с аэроплана.

6 июня 1747 г. Родился О.М. Дерибас (де Рибас) (г. Неаполь), адмирал русского флота (1799 г.). Отличился в ряде сражений русско-турецких войн (1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.). Разработал проект создания военно-торгового порта в Хаджибее, руководил строительством этого порта и г. Одессы, где в его честь названа улица. Был автором плана укрепления Кронштадта. Умер 14.12.1800 г.

7 июня 1942 г. Немцы начали операцию «Лов осетра» — третий штурм Севастополя. После катастрофы Крымского фронта 8-20 мая все силы 11-й армии Манштейна были направлены на Севастополь, героически обороняющийся с 30 октября и уже отразивший два мощных штурма.

9 июня 1828 г. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. отряд русской гребной флотилии из 16 канонерских лодок под командованием капитана 1 ранга И.И. Завадовского, пройдя под выстрелами крепости Браилов, напал на стоявшую в Мачинском рукаве турецкую флотилию из 23 судов. В ходе трехчасового сражения неприятельские корабли были потоплены и 12 судов взяты в плен.

12 июня 1921 г.  Родилась Белик В.Л., военный штурман, Герой Советского Союза (23.02.1945 посмертно), штурман звена 46-го гвардейского ночного бап 325-й ночной бад 4-й ВА 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. В Красной Армии с 1941 г. Освоила специальность штурмана. В действующей армии с мая 1942 г. Гвардии лейтенант Белик В.Л. участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии. К августу 1944 г. совершила 813 ночных вылетов, нанеся противнику большой урон в технике и живой силе. Выполняя боевое задание, вместе с командиром экипажа гвардии лейтенантом Макаровой Т.П. погибла в ночь на 25.08.1944 г. северо-западнее города Замбрув (Польша). Награждена орденом Ленина, орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

16 июня 1894 г. Родился Ф.И. Толбухин (дер. Андроники, Ярославская обл.), Маршал Советского Союза (1944 г.), Герой Советского Союза, участник Первой мировой и Гражданской войн. В годы Великой Отечественной войны начальник штаба ряда фронтов, затем командующий войсками Южного, 4-го и 3-го Украинских фронтов. После войны занимал пост главнокомандующего Южной группой войск (1945-1947 гг.), командующего войсками Закавказского военного округа. Награжден высшим военным орденом «Победа». Умер 17.10.1949 г.

16 июня 1909 г. Закладка в Санкт-Петербурге четырех линкоров типа «Севастополь». Проект линкора-дредноута был разработан в Санкт-Петербурге под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова при участии А.Н. Крылова. Линкоры были спущены на воду в 1911 г., вступили в строй в 1914 г. В то время они являлись лучшими кораблями этого класса. Линкоры участвовали в Первой мировой, Великой Отечественной войнах. Линейные корабли находились в составе ВМФ до 1956 г.

17 июня 1856 г. Родился Ф.А. Рубо (г. Одесса), живописец-баталист, действительный член Петербургской Академии художеств (1910 г.), автор панорам «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Умер 13.03.1928 г.

18 июня 1931 г. Родился К.В. Макаров, адмирал флота (1989 г.). На военной службе – с 1949 г. Службу проходил на Черноморском, Балтийском, Северном флотах на должностях командира группы боевой части, командира боевой части, командира подводной лодки, соединения. С 1975 г. – в Главном штабе ВМФ. В 1985 г. – командующий БФ. С декабря 1985 г. по сентябрь 1992 г. – начальник Главного штаба ВМФ. С 1993 г. – главный специалист МНК ВМФ.

21 июня 1910 г. Родился военный летчик Т.Т.Хрюкин. Служил в частях бомбардировочной авиации. В 1936 году добровольцем записался в состав войск СССР, направленных в Испанию для участия в гражданской войне. По возвращении на Родину награждён орденом Красного Знамени. В 1938 году во время Японо-китайской войны (1937—1945) был направлен в Китай. Командовал эскадрильей бомбардировщиков СБ, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налётом на аэродром противника на Тайване (по другим данным, указанным налётом командовал полковник Ф. П. Полынин). Все бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь. Там же, в Китае, 10 августа 1938 года экипаж бомбардировщика СБ в составе командира Т. Т. Хрюкина и штурмана И. П. Селиванова якобы потопил некий японский авианосец «Ямато-мару», на котором базировались современные японские истребители И-96, противодействовавшие успешной боевой работе советской авиагруппы в Китае. 22 февраля 1939 года за подвиг, совершённый при выполнении спецзаданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза Т. Т. Хрюкин был удостоен звания Героя Советского Союза. Великая Отечественная война застала генерала Хрюкина на юге Украины в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкину приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание лётного состава на американские и английские самолёты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т. д.
В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта (в том числе при попытке его прорыва в ходе Миусской операции), в Крыму. По инициативе генерала Хрюкина под Сталинградом был создан полк «асов» — 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором были собраны лучшие лётчики-истребители из других полков. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом).
В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии.
С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

22 июня 1909 г. Родился морской летчик Е.Н. Преображенский. В 1927 году по комсомольской путёвке был призван в морскую авиацию. В 1930 году окончил Севастопольское военно-морское авиационное училище. Служил лётчиком, затем командиром эскадрильи и командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиабригады Балтийского флота. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 под командованием Е. Н. Преображенского участвовала в нанесении первого бомбового удара по военно-промышленным объектам Берлина.

25 июня 1771 г. В ходе русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) вторая русская армия под командованием генерал-аншефа В.М. Долгорукова, взяв Перекоп, вошла в Крым. 7 августа был подписан акт о независимости Крыма от Турции. Крымский хан принес присягу на верность России. 12.11.1772 г. Крым перешел под протекторат России.

27 июня 1896 г. Родился полярный летчик М. Т. Слепнев. Окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году. В РККА с 1918 года. В Гражданскую войну был военным инженером 25-й стрелковой дивизии. В 1923 окончил Высшую школу военных лётчиков. С 1925 года — лётчик ГВФ. Осваивал воздушные пути в Средней Азии, на Дальнем Востоке и в Арктике. В феврале 1934 года вместе с Г. А. Ушаковым и С. А. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез со льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США. С 1935 командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года — начальник Академии ГВФ. В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1942, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ, в Главном штабе ВМФ. Член ВКП(б)/КПСС с 1934 года. Член ЦИК СССР в 1935—1938 годах. Умер 19 декабря 1965 года.

 

Поиск по сайту